• +375 29 589 42 24

3.4. Ответственность международного перевозчика

Институт ответственности в международном транспортном праве выполняет две важные функции. С одной стороны, он призван обеспечить защиту имущественных интересов лиц, пользующихся услугами международных перевозчиков. С другой стороны, ответственность перевозчика, стимулируя его к надлежащей организации выполнения услуг, не должна в то же время порождать для него чрезмерных финансовых последствий, которые могли бы поставить под угрозу нормальное функционирование транспортных линий.

В силу этого ответственность по договору международной перевозки имеет ряд существенных отличий в сравнении с общегражданским институтом ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств.

Прежде всего, как уже указывалось выше, в отличие от общегражданского принципа полной ответственности за причиненный ущерб (полное возмещение реального ущерба и упущенной выгоды), по ответственность международного перевозчика за исполнение обязательств по договору перевозки является ограниченной. Ограничения могут устанавливаться как в абсолютном выражении, т.е. в виде предельной конкретной суммы денежных средств, выше которой не может быть получено возмещение от перевозчика независимо от суммы причиненного в процессе перевозки ущерба, так и в относительном выражении, например, в виде определенного процента от провозной платы.Предел гражданской ответственности международного перевозчика предусматривается в настоящее время по всем видам транспорта и практически по всем случаям ненадлежащего выполнения обязательств (просрочка, порча груза, причинение вреда здоровью пассажира и т.д.).

Имеются некоторые отличия и в отношении вины перевозчика, которая в ряде случаев должна быть доказана второй стороной по договору, что означает отступление от общегражданского принципа презумпции вины должника. Такие случаи предусматриваются, в частности, соглашениями в области автомобильного и железнодорожного транспорта, о чем более подробно будет сказано в соответствующих разделах.

Некоторые транспортные конвенции содержат правило об освобождении перевозчика от ответственности за вину третьих лиц, если перевозчик не мог предотвратить возникновение ущерба от таких действий, несмотря на проявление надлежащей заботливости (например, §2 и §3 ст.2 Дополнительного соглашения к Международной конвенции о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа (МПК) 1970 г.).

По договору международной перевозки установлены сокращенные, в сравнении с общегражданскими, сроки исковой давности: 1 год, 2 года и т.д.

Наконец, в случае ненадлежащего исполнения международным перевозчиком обязательств по договору в большинстве случаев предусматривается обязательный досудебный претензионный порядок, несоблюдение которого исключает возможность обращения в суд с иском о возмещении ущерба.

Таким образом, перевозчик как сторона по гражданско-правовому договору находится, в определенной степени, в более привилегированном положении по сравнению с другими участниками транспортного процесса.

Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.