3.3. Основные и смежные транспортные договоры
Транспортный процесс не сводится лишь только к перемещению грузов и пассажиров из одной географической точки в другую. В нем задействована еще масса других работ, услуг, видов деятельности, призванных оптимизировать экономическую и социальную эффективность указанного процесса. Соответственно, договоры, предусматривающие непосредственно перемещение людей и предметов в пространстве, являются в транспортном праве
основными. К таким договорам относятся договоры международной перевозки грузов и пассажиров. В свою очередь, договоры, обеспечивающие оказание сопутствующих транспортному процессу услуг, получили наименование
смежных.
Под
договором международной перевозки груза понимается договор, по которому одна сторона (как правило, транспортная организация) обязуется перевезти на определенных условиях вверенный ей грузоотправителем груз от места отправления (погрузки), находящегося на территории одного государства, до места назначения (выгрузки), находящегося на территории другого государства и передать его законному грузополучателю, а вторая сторона – грузоотправитель или грузополучатель – обязуется оплатить обусловленную в соглашении провозную плату.
Таким образом, одной стороной в договоре международной перевозки грузов всегда выступает транспортная организация – перевозчик. Что касается другой стороны, то ею может выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель, в зависимости от договоренности грузоотправителя и грузополучателя между собой, т.е. в зависимости от базисных условий поставки. Например, по условию поставки FCA («франко-перевозчик») обязанность заключения договора перевозки лежит на покупателе (грузополучателе), а по условию CFR («стоимость и фрахт») договор перевозки заключается продавцом (грузоотправителем). В любом случае определенные обязанности по сдаче или приемке груза выполняет лицо (грузоотправитель или грузополучатель), которое не является стороной по договору международной перевозки. В случае возникновения спора такое лицо может быть привлечено к судебному разбирательству согласно нормам процессуального законодательства в качестве третьего лица.
Договор международной перевозки груза является двусторонним, реальным (поскольку обязанности возникают лишь с момента передачи груза) и возмездным. Исключение составляет договор
чартера, по которому предоставляется
судно или
часть судна, и который в силу этого является консенсуальным, поскольку возникновение у сторон правовых обязанностей не связывается с фактической передачей подлежащего перевозке груза.
Договор международной перевозки пассажира представляет собой соглашение между транспортной организацией – перевозчиком и физическим лицом – пассажиром, по которому перевозчик обязуется доставить пассажира в пункт назначения, находящийся на территории другого государства (либо того же государства, однако в пути следования предусмотрена остановка на территории другого государства), а пассажир обязуется оплатить указанную услугу. В случае сдачи пассажиром своего багажа перевозчик обязуется также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир, соответственно, обязуется оплатить перевозку багажа.
Кроме основных договоров, оформляющих непосредственно перевозку, транспортный процесс обслуживается также
смежными транспортными договорами.
К числу смежных транспортных договоров относится договор
международной транспортной экспедиции, согласно которому одна сторона – экспедитор – обязуется выполнить или организовать выполнение за счет другого лица (заказчика) услуги, связанные с отправлением и/или получением груза в международном сообщении.
Экспедитор, по сути, представляет собой посредника между коммерсантом, поручающим ему экспедирование, и перевозчиком. В рамках экспедиции могут предоставляться консультационные услуги по выбору транспортного средства с точки зрения его удобства, скорости, стоимости и сохранности груза; консультации по маршруту перевозки, виду сообщения, условиям договора перевозки; услуги по заключению договоров перевозки, страхования и хранения груза, подготовка транспортных документов, получение груза от клиента, упаковка и переупаковка, маркировка и перемаркировка, комплектация грузовых партий, таможенное оформление груза, передача груза грузополучателю и др. Характерной чертой договора экспедиции является то, что экспедитор, как правило, привлекает к выполнению отдельных обязательств третьих лиц.
Развитие международных торговых и транспортных отношений привело к формированию множества специализированных вариантов экспедиции и, как следствие, соответствующих им специализированных экспедиторских организаций.
Экспедитор отвечает за ущерб, возникший из-за потери, недостатка или повреждения товара с момента принятия товара до момента передачи его перевозчику, на хранение, заказчику или другому лицу, принимающему участие в выполнении заказа, если не сможет доказать, что не мог предотвратить ущерб, несмотря на соответствующие усилия. Экспедитор отвечает также за вину лиц, выполняющих отдельные услуги, связанные с экспедицией и субъэкспедиторов, если не докажет, что не виновен в их подборе.
По договору
погрузки-выгрузки стороны (грузоотправитель, экспедитор, перевозчик, грузополучатель) определяют способы перегрузки, выбор средств механизации работ, использование грузовых мест (контейнеров, поддонов) и т.д. Современный транспортный процесс обеспечивается развитой организационной и технической инфраструктурой, позволяющей оптимально организовать погрузку-выгрузку товара для осуществления международной перевозки.
Важное место в регулировании транспортного процесса занимает договор
хранения грузов. Такой договор может заключаться с владельцем складского хозяйства. Он определяет стоимость и сроки хранения, ответственность хранителя за сохранность и владельца груза за соблюдение сроков хранения и своевременную оплату, а также формы использования технических средств в организации складских работ.
Международная перевозка сопровождается также договором
страхования грузов. Транспортное страхование обеспечивает компенсацию убытков, возникающих в процессе перемещения грузов вследствие их гибели, уничтожения или повреждения в результате обстоятельств, не зависящих от владельца имущества.
Транспортное страхование в международной практике грузоперевозок подразделяется на:
- страхование «каско»,
- страхование «карго»,
- страхование ответственности перевозчика, экспедитора или оператора за груз перед его владельцем.
Термин «каско» применяется при страховании подвижного состава транспорта (судов, автомобилей, железнодорожных вагонов, самолетов, контейнеров), участвующего в международных перевозках. Этот вид страхования осуществляет непосредственно владелец транспортных средств. Стороны по международному контракту не имеют отношения к страхованию «каско», за исключением случаев, когда транспортировка осуществляется их собственными транспортными средствами.
Страхование «карго» – это защита от различных убытков, связанных с транспортировкой груза, являющегося предметом купли-продажи по международному контракту. При ущербе, возникшем в результате гибели или повреждения застрахованного имущества, он компенсируется в виде определенной суммы, называемой страховым возмещением. Данный вид страхования может быть осуществлен участниками контракта или по их поручению.
Страхование ответственности предполагает, что страховщик берет на себя обязательство возместить застрахованной компании суммы, подлежащие выплате третьим лицам за причиненный ущерб. Страхование этого вида покрывает только юридическую ответственность компании и обычно в пределах обусловленных лимитов.
Сторонами договора являются страхователь – лицо, которое страхует определенный имущественный интерес (грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик); и страховщик, – юридическое лицо, которое принимает на себя обязательство возместить убытки, возникшие в процессе транспортировки, при наступлении событий, от которых осуществлялось страхование (страховой случай, страховой риск).
Один и тот же груз может быть застрахован несколько раз, если речь идет о страховых интересах нескольких лиц. Например, груз может быть застрахован одновременно грузовладельцем (для охраны права собственности), перевозчиком (для охраны залогового права на груз в обеспечение причитающихся ему платежей), банком (для охраны своих прав, вытекающих из кредитных правоотношений) и т.д.
Возможно заключение договора
сострахования, т.е. страхования, при котором двое или более страховщиков участвуют определенными долями в страховании одного и того же объекта на случай наступления одного и того же события (страхового случая). Такое страхование является способом разделения риска между страховыми компаниями путем отнесения на каждую из них заранее обусловленной доли возможных убытков и причитающейся страховой премии. Сострахование осуществляется страховыми компаниями на условиях солидарной ответственности перед страхователем.
От указанных договоров следует отличать так называемое «двойное страхование», т.е. страхование одного и того же интереса от одного и того же риска, при котором выплата страхового возмещения каждым страховщиком превысит страховую стоимость и приведет, таким образом, к неосновательному обогащению лица, получившего страховое возмещение. В таком случае выплаты, производимые каждым из страховщиков, в сумме не должны превышать страховой стоимости, а доля каждого страховщика в общей сумме будет определяться пропорционально отношению страховой суммы по заключенному соглашению к общей сумме всех заключенных договоров по данному грузу.
Непосредственную связь с договором международной перевозки груза имеет договор международной купли-продажи товаров, на основании которого, собственно, и заключается договор перевозки. В этой связи особое значение имеют так называемые базисные условия поставки, которые определяют способ транспортировки товара, являющегося предметом купли-продажи.
Базисные условия поставки сконцентрированы в Международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс, принятых Международной торговой палатой и действующих в настоящее время в редакции 2010 г.
Каждый торговый термин предусматривает определенные условия перевозки. Так, по условию EXW («франко-завод») перевозка осуществляется за счет средств и усилиями покупателя. По условию FOB («свободно на борту») предусматривается морская или воздушная перевозка так же за счет покупателя и его усилиями. Условия же CFR («стоимость и фрахт»), CIF («стоимость, страхование и фрахт»), DDP («поставка с оплатой пошлины») и др., напротив, предполагают, что обязанность заключения договора перевозки и уплаты провозной цены лежит на продавце. Таким образом, выбор условий международной перевозки осуществляется сторонами договора купли-продажи товаров, и в зависимости от избранного сторонами базисного условия поставки обязанность заключить договор международной перевозки, а также, возможно, договор страхования груза, лежит на грузоотправителе (продавце) или грузополучателе (покупателе).
Аналогичным образом международная перевозка пассажиров может сопровождаться смежными транспортными договорами – страхованием, оказанием всевозможных услуг в процессе перевозки: туристических, подрядных, медицинских и т.д. Правовой режим конкретной перевозки определяется, в конечном счете, всей совокупностью основных и смежных транспортных договоров, заключенных между сторонами.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.