• +375 29 589 42 24

3.2. Таможенное регулирование на территории союза. Таможенные органы

Как уже указывалось, таможенно-тарифное регулирование является основным, главным методом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Применение данного метода означает, что экспорт или импорт товаров обусловлен исключительно уплатой соответствующих таможенных платежей, а не выполнением каких бы то ни было административных процедур.

Данная сфера экономических отношений в Республике Беларусь регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза, Таможенным кодексом Республики Беларусь 2007 г., Единым таможенным тарифом Таможенного союза, Законом о таможенном тарифе Республики Беларусь 1993 г. в действующей редакции, иными актами таможенного законодательства союза и Республики Беларусь, а также международными соглашениями Республики Беларусь в сфере таможенного регулирования.

Под таможенным регулированием понимается правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, а также отношений субъектов внешнеэкономической деятельности с таможенными органами.

В Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, в соответствии с национальным законодательством государств – членов Таможенного союза.

Таким образом, законодательство Республики Беларусь, в том числе Таможенный кодекс, Закон о таможенном тарифе и иные акты применяются постольку, поскольку на это прямо указывают нормативные документы Таможенного союза, либо соответствующее отношение не урегулировано актами Таможенного союза.

Согласно ст. 2 ТК Таможенного союза, единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за их пределами искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Соответственно, пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства; функция его осуществления лежит на таможенных органах.

Ст. 6 ТК Таможенного союза возлагает на Таможенные органы следующие задачи:

1) содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля;

4) взимание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин;

5) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в области Таможенного регулирования;

7) обеспечение мер по защите национальной безопасности государств – членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

8) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств – членовТаможенного союза;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики.

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств – членов Таможенного союза. Следовательно, осуществление таможенного дела в Республике Беларусь полностью регламентировано Таможенным кодексом Республики Беларусь и соответствующими актами национального законодательства.

Общее руководство таможенным делом в Беларуси осуществляет Президент, а непосредственное руководство таможенным делом является функцией Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

В систему таможенных органов Республики Беларусь входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни.

Создание и ликвидация таможен осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Таможни являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и действуют на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия или бездействие таможенных органов или их должностных лиц. Порядок и сроки обжалования устанавливаются законодательством Республики Беларусь или, соответственно, законодательством Российской Федерации и Казахстана, если обжалуются действия (бездействие) их национальных таможенных органов.


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.

К ОГЛАВЛЕНИЮ