3.2. Форма договора международной перевозки. Транспортная документация
Договор международной перевозки грузов, пассажиров и багажа заключается в письменной форме. Однако это не означает, что во всех случаях необходимо подписание сторонами особого документа с наименованием «договор перевозки». Императивный характер правовых норм, определяющих условия функционирования транспорта, обусловил, в конечном счете, упрощение и унификацию документов, закрепляющих юридический факт заключения договора международной перевозки. Поскольку условия перевозки зависят не столько от волеизъявления сторон, сколько от вида транспорта и действующих международных конвенций по данному виду транспорта, в большинстве случаев достаточно составления документа, закрепляющего лишь вариативные (изменяемые) условия договора: юридические адреса и реквизиты сторон, характер перевозимого груза (фамилию пассажира), сроки, пункты отправления и назначения, а также размер провозной платы.
Таким образом, для юридического оформления факта заключения договора международной перевозки и, соответственно, осуществления транспортной операции, необходимо составление транспортной документации, отвечающей требованиям соответствующего международного соглашения и внутреннего законодательства заинтересованных государств.
Транспортные конвенции определяют в настоящее время, как правило, только основные реквизиты, но не форму транспортной документации. Это объясняется тем, что форма такой документации периодически обновляется, и закрепление ее в межгосударственных соглашениях, некоторые из которых подлежат ратификации, создавало бы излишние препятствия для совершенствования используемых на международном транспорте документов. Однако для обеспечения единства применяемой документации в международных сообщениях применяется обычно единая форма транспортных документов, разрабатываемая соответствующими международными транспортными организациями и периодически обновляемая.
Транспортная документация выполняет три основные функции:
- содержит необходимые указания перевозчику;
- является доказательством договора перевозки и его условий;
- дает право на распоряжение грузом.
Особенность транспортной документации в международных перевозках состоит в том, что она должна содержать данные, обеспечивающие выполнение таможенных, административные и иных процедур в странах следования груза.
Применительно к перевозкам
грузов на отдельных видах транспорта исторически сложились и используются две системы документации: накладная (железнодорожные, автомобильные, воздушные и внутренневодные перевозки) и коносамент (морские, внутренневодные, а также смешанные перевозки).
Остановимся подробнее на каждом из этих документов.
Накладная составляется по определенной форме и имеет определенное содержание, которые предписаны международными транспортными конвенциями или установлены национальным законодательством применительно к отдельным видам транспорта.
В отличие от
коносамента, накладная составляется и подписывается грузоотправителем, и лишь отдельные сведения в нее могут быть внесены перевозчиком. Коносамент, напротив, составляется и подписывается перевозчиком.
Накладная, как правило, содержит следующие реквизиты: наименование отправителя и получателя груза, их почтовые адреса и банковские данные, пункты отправления и назначения (в случае необходимости пункты перевалки), точное наименование груза, количество мест, массу и объем груза, отправительскую маркировку груза.
Коносамент фиксирует все основные условия предстоящей перевозки, которые ввиду диспозитивности норм морского права могут уточняться сторонами путем внесения дополнений и оговорок. Накладная такого широкого перечня условий перевозки не содержит, а круг вносимых в накладную оговорок ограничен или они вообще не допускаются.
Коносамент выполняет три важные функции. Прежде всего, коносамент есть расписка капитана или его уполномоченного (например, агента судна), в принятии к перевозке означенного груза со всеми вытекающими обязательствами и ответственностью. Во-вторых, в морской перевозке коносамент является
товарораспорядительным документом, дающим право получателю товара, на имя которого выписан коносамент, или лицу, к которому он передан по соответствующей передаточной надписи, потребовать от администрации судна выдачи обозначенных в нем грузов в порту назначения. Коносамент олицетворяет собой груз как товар и позволяет осуществлять операции купли-продажи или залога указанного в этом документе товара. Коносамент может перепродаваться, давая право на груз новым владельцам. В-третьих, коносамент служит доказательством наличия договора морской перевозки и регулирует взаимоотношения между перевозчиком и получателем груза.
Коносамент, будучи товарораспорядительным документом, является
ценной бумагой. Накладная такого значения не имеет.
Следует отметить, что помимо коносамента, договор международной перевозки грузов в морском, воздушном сообщении может оформляться
чартером. Чартер оформляется не во всех случаях; при его отсутствии функцию договора международной перевозки выполняет коносамент. Однако коносамент регулирует взаимоотношения между перевозчиком и получателем груза, в то время как чартер определяет правоотношения между перевозчиком и
фрахтователем.
На заре торгового мореплавания коносамент выполнял лишь роль расписки в получении груза и по существу являлся лишь выпиской из описи грузов, принятых на борт судна. Правовые условия договора перевозки при этом включались в чартер.
Однако развитие линейного судоходства существенно ограничило сферу применения чартера и, соответственно, выдвинуло на первый план такую функцию коносамента, как доказательство наличия и содержания договора морской перевозки грузов, поскольку все условия перевозки в линейном судоходстве оформляются только коносаментом. Кроме того, с развитием морского страхования коносамент начал выполнять функцию товарораспорядительного документа, что дало возможность распоряжаться грузом непосредственно после его отправки еще до прибытия в пункт назначения.
В юридической литературе отмечается различная «доказательственная сила» транспортных документов. Считается, что «доказательственное значение» выше у коносамента, нежели накладной. Это обусловлено тем, что коносамент составляется самим перевозчиком и под ним стоит его подпись. В то же время следует учитывать, что согласно большинству действующих международных соглашений по различным видам транспорта сведения транспортного документа могут оспариваться при помощи иных доказательств (п.4 ст.8 МГК, п.1 ст.9 ЦМР, ст.11 Варшавской конвенции, п.4 ст.3 Брюссельской конвенции и др.). Наличие в коносаменте тех или иных сведений не лишает заинтересованных лиц права оспаривать правильность содержащихся в нем данных о грузе путем предоставления других, более достоверных и убедительных доказательств.
Международные соглашения в области морских перевозок, а вслед за ними национальное законодательство стран-участниц устанавливают четкий перечень реквизитов, которые должны включаться в коносамент. Так, например, согласно ст.87 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь, коносамент должен содержать следующие данные:
- наименование перевозчика и его местонахождение;
- название судна, если груз принят к морской перевозке на определенном судне;
- место погрузки и дату приема груза перевозчиком в порту погрузки;
- наименование отправителя и его местонахождение; место назначения груза либо место назначения или направления судна;
- место назначения груза либо место назначения или направления судна;
- наименование получателя, если он указан отправителем;
- наименование груза, основные марки, необходимые для его идентификации, а в необходимых случаях – прямое указание относительно опасного характера или особых свойств груза, число мест или предметов и массу груза или его количество, обозначенное иным образом, причем все эти данные указываются так, как они указаны отправителем;
- описание внешнего состояния груза и его упаковки;
- фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в договоре или другом документе, либо указание, что фрахт уплачен полностью;
- время и место выдачи коносамента;
- число оригиналов коносамента, если их больше одного;
- подпись перевозчика или лица, действующего от его имени.
Необходимо подчеркнуть, что по установившемуся правилу невключение тех или иных из перечисленных данных в коносамент не влияет на его юридическую силу в качестве транспортного документа. В то же время по соглашению сторон допускается включение в коносамент дополнительных, помимо перечисленных, условий и сведений, а также оговорок относительно преимущественного состояния принятого к перевозке груза.
В зависимости от того, осуществляется ли перевозка в рамках линейного судоходства или по чартеру, различают линейные коносаменты и чартерные коносаменты.
В зависимости от предоставляемых прав по распоряжению грузом коносаменты подразделяются на именные, ордерные и предъявительские.
По
именному коносаменту груз может получить лишь то физическое или юридическое лицо, на имя которого он выписан.
Ордерный коносамент выдается «по приказу отправителя» или «по приказу получателя», т.е. его передача может осуществляться по именным или банковским передаточным надписям (индоссаментам). Таких передаточных надписей, сделанных последовательно, может быть несколько. В таком случае груз выдается тому лицу, которое указано в последней из передаточных надписей.
Предъявительский коносамент передается посредством простого вручения, и груз по нему может получить держатель коносамента. Следует отметить, что в международной торговле предъявительские коносаменты применяются весьма широко и считаются документами, наиболее удобными в обращении, даже несмотря на определенный риск, который может возникнуть в связи с утратой такого коносамента.
Международная перевозка грузов, выполняемая последовательно
несколькими перевозчиками, может оформляться так называемым
сквозным коносаментом, который, в свою очередь, подразделяется на
морской сквозной коносамент, обычный сквозной коносамент и
коносамент на смешанную перевозку.
Морской сквозной коносамент включает в себя, по сути, несколько коносаментов на перевозку грузов в порт назначения, выполняемую последовательными перевозчиками. Поэтому юридически такой коносамент оформляет
серию самостоятельных договоров морской перевозки, обособленных и не зависящих друг от друга. Ответственность каждого из последовательных перевозчиков ограничивается периодом времени, в течение которого груз находится в его владении, т.е. периодом, который охватывает его собственный коносамент.
Обычный сквозной коносамент представляет собой документ, на основании которого выдавшее его лицо (перевозчик) принимает на себя ответственность за перевозку грузов
всеми последовательными перевозчиками от пункта отправления до пункта назначения (п.1 ст.10 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г.).
Коносамент на смешанную перевозку (СТ) есть обычный сквозной коносамент, охватывающий не менее двух
различных видов транспорта (автомобильный, морской, железнодорожный). Лицо, выдавшее такой коносамент, несет ответственность за груз от места его получения до места доставки.
Различают бортовые коносаменты и коносаменты на груз, принятый к перевозке. Первый из них выдается на груз, уже погруженный на судно, а второй – на груз, сданный на склад перевозчика для последующей погрузки на судно и перевозки.
Коносамент выписывается в двух, трех или более экземплярах и передается согласно условиям договора купли-продажи. Как правило, комплект коносаментов пересылается получателю или банку, обслуживающему одну из сторон по договору купли-продажи, однако по согласованию сторон возможны и другие варианты рассылки. В тексте всех форм коносаментов ниже указания на число подписанных экземпляров содержится условие о том, что после выдачи груза по одному из экземпляров – оригиналу – все остальные – копии – становятся недействительными.
Формой договора международной перевозки пассажиров является
пассажирский билет. Перевозка багажа в международном сообщении оформляется
багажной квитанцией, которая на воздушном и некоторых других видах транспорта для удобства объединена с пассажирским билетом.
Пассажирский билет на всех видах транспорта является предъявительским и, в принципе, может до начала перевозки передаваться другим лицам. Однако на
воздушном транспорте в соответствии с п.«е» ст.29 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации от 7.12.1944 применяется именной пассажирский билет. Данная конвенция предусматривает, что если на борту самолета находятся пассажиры, воздушное судно должно иметь список их фамилий с указанием пунктов отправления и назначения. Именной билет применяется и на морском транспорте. Надо отметить, что в национальном законодательстве Республики Беларусь предусмотрено правило, согласно которому на международные железнодорожные поезда должны оформляться именные пассажирские билеты, хотя этого и не требуют международные соглашения.
Пассажирский билет является доказательством заключения договора с данным перевозчиком. Однако, учитывая предъявительский характер данного документа, в случае его утраты пассажиром возобновление является проблематичным. Правила международных воздушных перевозок ИАТА и основывающиеся на них правила перевозок авиакомпаний говорят о праве перевозчика выдать по просьбе пассажира взамен утерянного новый билет, если будут представлены достаточные доказательства и пассажир дает письменное обязательство возместить перевозчику убытки, возможные от выдачи нового билета. В других международных соглашениях правил на такие случаи не содержится, а национальные законодательства вопрос о выдаче пассажиру нового билета взамен утраченного решают отрицательно.
Некоторые международные соглашения предусматривают возможность выдачи коллективного пассажирского билета, применяемого обычно при перевозках группы туристов.
Международные транспортные организации, национальные органы, в компетенцию которых входит управление транспортным процессом, принимают меры к непрерывному совершенствованию транспортной документации. Это выражается, с одной стороны, в упрощении и стандартизации формы указанных документов с целью облегчения их обработки, и с другой стороны, – в расширении использования электронных носителей информации. Например, Гватемальский протокол об изменении Варшавской конвенции 1929 г. от 8.03.1971 допускает, кроме обычных документов на бумаге, применение иных средств, сохраняющих информацию, необходимую для заключения договора перевозки (п.2 ст.3, п.2 ст.4). Аналогичные положения содержатся в Монреальском протоколе к той же конвенции, подписанном 25.09.1975.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.