• +375 29 589 42 24

3.1. Понятие, правовые особенности и виды договоров международной перевозки

Для урегулирования частноправовых отношений, возникающих в процессе международной перевозки между перевозчиком и его клиентом (грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром), стороны заключают между собой договор, или контракт, международной перевозки.

Под договором международной перевозки понимается такой договор перевозки, при котором место отправления и место назначения расположены на территориях двух и более государств, либо на территории одного государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

В свою очередь, договор перевозки рассматривается действующим гражданским законодательством как соглашение сторон, в соответствии с которым перевозчик (транспортная организация или индивидуальный предприниматель) обязуется доставить вверенный ему отправителем груз или пассажира от места погрузки (отправления) до места выгрузки (назначения), а вторая сторона (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир) обязуется уплатить провозную плату.

Таким образом, одной стороной в договоре международной перевозки является перевозчик, а второй стороной заказчик – физическое или юридическое лицо, пользующееся данной услугой. В договоре международной пассажирской перевозки заказчиком выступает пассажир; что же касается международной перевозки грузов, то непосредственное отношение к заключенному договору имеют два лица – грузоотправитель как лицо, от имени которого груз сдается к перевозке, и грузополучатель, которому передается груз по завершении процесса перевозки. Стороной в договоре (заказчиком) может выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель. В случаях, когда, например, договор перевозки заключен грузоотправителем, грузополучатель рассматривается как третье лицо, в пользу которого осуществляется исполнение договора.

Договор перевозки имеет ряд правовых особенностей, связанных со спецификой транспортного процесса.

Прежде всего, ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств является ограниченной, т.е. имеет абсолютный или относительный предел. Если общим принципом гражданского права является полное возмещение причиненных кредитору убытков, включая реальный ущерб и неполученные доходы (ст.14 ГК Республики Беларусь), то по договору перевозки возмещается, как правило, лишь прямой реальный ущерб.

Так, согласно ч.2 ст.750 ГК Республики Беларусь, ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

1) в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

2) в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;

3) в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Кроме того, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату. Таким образом, возмещение упущенной выгоды или процентов не предусматривается.

Международные транспортные конвенции идут в данном вопросе еще дальше, устанавливая абсолютный предел ответственности международного перевозчика в размере конкретной суммы денежных единиц за единицу веса или объема груза или на одного пассажира. Например, п.3 ст.23 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г. гласит: «Размер возмещения не может, однако, превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто» (в настоящее время абсолютный предел ответственности международного перевозчика установлен не в золотых французских франках, а в единице международного валютного фонда – СПЗ/СДР). Аналогичные правила, как будет подробнее показано ниже, предусматриваются и другими транспортными конвенциями по воздушной, морской, и железнодорожной перевозке.

Ответственность перевозчика за просрочку в доставке груза или пассажира также является ограниченной, и привязывается обычно не к размеру реальных убытков, а к провозной плате. В частности, согласно п.5 ст.23 упомянутой КДПГ 1956 г., «в случае просрочки с доставкой и если полномочное по договору лицо докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать платы за перевозку».

Второй юридической особенностью договора перевозки является перераспределение бремени доказывания в пользу перевозчика. Если по общим правилам гражданского права обязанность доказывать отсутствие вины лежит на должнике, ненадлежащим образом исполнившем свое обязательство (презумпция вины должника), то в договоре перевозки для целого ряда случаев предусматриваются иные презумпции, в частности, презумпция «особых рисков»: поломки, ржавения, гниения, усушки, утечки, нормальной потери и т.д. Например, в КДПГ 1956 г. данная особенность сформулирована следующим образом (п.2 ст.18): «Если перевозчик докажет, что при создавшихся обстоятельствах потеря груза или его повреждение могли явиться следствием одного или нескольких особых рисков, указанных в пункте 4 статьи 17, допускается презумпция, что таковые произошли вследствие этого. Правомочное лицо может, однако, доказывать, что частичный или полный ущерб не явился следствием одного из этих рисков». Необходимо иметь в виду, однако, что ненадлежащее исполнение обязанностей перевозчика, имеющее злоумышленный характер, влечет за собой невозможность применения привилегированных режимов как в отношении размера ответственности, так и в отношении бремени доказывания, о чем имеются соответствующие записи в международных конвенциях по всем без исключения видам транспорта.

Третьей особенностью является обязательная досудебная претензионная процедура, несоблюдение которой, как правило, исключает возможность предъявления иска в суд. Обязательность досудебного предъявления претензии перевозчику предусмотрена и национальным белорусским законодательством (ст.751 ГК), и международными транспортными конвенциями по отдельным видам транспорта.

Наконец, по договору перевозки как национальное законодательство, так и международные акты предусматривают сокращенные сроки исковой давности. Будучи различными по отдельным видам транспорта, эти сроки всегда меньше общих сроков исковой давности, предусматриваемых по иным гражданско-правовым обязательствам.

Как видно, перевозчик находится в несколько более «привилегированном» положении в сравнении, например, с продавцом, подрядчиком и т.д. Поэтому на практике в случаях возникновения спора о качестве доставленного товара покупатель всегда стремится предъявлять требования к продавцу, а не к перевозчику. Продавец, в свою очередь, будет стремиться доказать свою добросовестность и, соответственно, вину перевозчика в ухудшении качества доставленного товара. Понятно, что в таких ситуациях прямые последствия для истца имеет вопрос о том, кем заключался договор перевозки – им самим как грузополучателем, либо продавцом как грузоотправителем.

В современном транспортном праве имеется целый ряд разновидностей договора международной перевозки.

В зависимости от объекта перевозки различают перевозку грузов, пассажиров и багажа.

Правовой режим пассажирской перевозки имеет ряд особенностей в сравнении с грузоперевозками, что связано, прежде всего, с тем, что объектом перемещения является не «мертвый» груз, а «живой» пассажир. Для пассажира в гораздо большей степени, нежели для грузовладельца, важен путь следования. Кроме того, пункты отправления и назначения, которые всегда различны для грузоперевозок, в пассажирской перевозке могут совпадать (например, когда речь идет о туристических маршрутах).

Договору пассажирской перевозки сопутствует другой договор – перевозки багажа, содержащего обычно личное имущество пассажира.

Перевозка багажа тесно связано с пассажирской, поскольку возможна только при предъявлении пассажирского билета и с учетом тех условий, которые были предусмотрены договором перевозки пассажира. Например, маршруты следования пассажира и багажа в принципе должны совпадать. Поэтому перевозка багажа признается обычно дополнительным (акцессорным) договором к договору пассажирской перевозки.

Кроме того, пассажирам предоставляются определенные правомочия по определению условий перевозки и последующего их изменения: право воспользоваться договором лишь частично, на более благоприятных условиях или вообще отказаться от него.

Значительные особенности имеются и в условиях ответственности перевозчика перед пассажиром. Если ответственность транспортной организации за багаж приближена к правилам грузоперевозок, то ответственность перед пассажиром строится на иных основаниях и является более строгой; по ряду параметров она приближается к деликтной (внедоговорной) и наступает, как правило, независимо от вины перевозчика.

Наконец, при заявлении требований о взыскании вреда, причиненного здоровью пассажира, обычно не предусматриваются обязательные претензионные сроки, как при перевозке грузов, и устанавливается более продолжительная исковая давность.

Договор международной перевозки дифференцируется также в зависимости от вида транспорта. Правовые условия перевозки гораздо в большей степени связываются с видом транспорта, нежели с «географией» договорного правоотношения или субъектами договора. Надо отметить, что режим международной перевозки, установленный для данного вида транспорта, носит императивный характер и в значительной степени ограничивает свободу усмотрения сторон в определении условий контракта.

Таким образом, различают договоры международной автомобильной перевозки; международной железнодорожной перевозки; международной воздушной перевозки; международной морской перевозки, а также договор смешанной перевозки, осуществляемой различными видами транспорта. Каждая из этих категорий имеет собственную правовую регламентацию, начиная от формы договора, прав и обязанностей сторон, и заканчивая условиями ответственности за ненадлежащее исполнение договора.

Различный правовой режим имеют международные перевозки, осуществляемые публичным транспортом по регулярным, заранее определенным маршрутам (линейные), и перевозки, выполняемые по отдельной договоренности сторон (чартерные). Естественно, договоры второй из названных категорий являются гораздо более свободными по условиям, определяемым соглашением сторон. Линейные же перевозки являются классической разновидностью гражданско-правовых «договоров присоединения», в которых вторая сторона не вправе изменять условия договора, предлагаемые данной транспортной организацией.
С договорами международной перевозки часто заключаются сопутствующие (смежные) договоры. Так, международная грузоперевозка может быть непосредственно связана с договором международной купли-продажи товаров. В нем содержится базисное условие поставки, которое определяет, кто именно – грузоотправитель или грузополучатель будет стороной в договоре перевозки, будет ли страховаться груз, как будут распределяться обязанности по оплате таможенных и иных пошлин и сборов в процессе перевозки т др.

С договором международной перевозки непосредственно связаны договоры международной транспортной экспедиции, договоры погрузки и выгрузки, хранения грузов, страхования грузов и т.д.

С договором пассажирской перевозки связан договор международной перевозки багажа. В случае с туристическими перевозками могут заключаться договоры на оказание туристических и медицинских услуг. В случае возникновения споров стороны по этим договорам могут привлекаться в качестве третьих лиц, участвующих в деле.

Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.