2. Нормы, источники и принципы международного публичного права
- Нормы международного нрава, понятие, особенности их создания.
- Виды норм международного права. Значение норм jus cogens.
- Проблема «мягкого» международного права.
- Источники норм международного права: понятие, виды и особенности.
- Статья 38 Статута Международного Суда ООН и ее значение.
- Международный договор и международный обычай: понятие и соотношение.
- Акты международных организаций.
- Понятие и содержание термина «принципы международного права».
- Основные принципы международного права и их правовое значение.
Проблемные вопросы1. Как вы понимаете латинские выражения: jus cogens, opinio juris, pacta sunt servanda, ex acquo et bono?
2. Можно ли классифицировать источники международного права в зависимости от их юридической силы?
3. Почему международный договор считается наиболее эффективным регулятором международных отношений?
4. Сравните юридическую силу международного договора и международного обычая.
8. Являются ли акты международной организации источником международного права?
9. Какова роль односторонних актов государств в международном праве?
10. Могут ли акты внутреннего права регулировать международные отношения?
11. Какова роль доктрины и судебной практики в международном праве?
12. Какова роль Комиссии международного права ООН в процессе формировании норм международного права?
Задания1. Приведите примеры:
– норм «мягкого» международного права;
– норм jus cogens.
2. Приведите примеры универсальных и партикулярных (локальных) норм международного права.
3. Какие из перечисленных документов содержат нормы международного публичного права:
– договор между Мексикой и США об установлении границы;
– Статут Международного Суда ООН;
– Договор о ЕАЭС;
– резолюция Генеральной Ассамблеи ООН;
– ст. 8 Конституции Республики Беларусь;
– обычай не подвергать тюремному заключению дипломатов;
– закон о налоге на иностранных физических лиц;
– Договор о сотрудничестве между Западно-Поморским воеводством Республики Польша и Минской областью Республики Беларусь 2010 г.
– соглашение между китайским предприятием и белорусским Правительством о строительстве объекта в Минской области;
– учебник «Международное право» под ред. Г.В. Игнатенко и О.И.Тиунова;
– правило, согласно которому на дипломатических приемах держать вилку следует в левой руке, а нож — в правой?
4. Свыше 100 государств подписали Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
Означает ли это, что в данной области сложилась обычная норма? Может ли Австралия требовать от Франции отказа от проведения ядерных испытаний в Южной части Тихого океана, ссылаясь на этот международный обычай, несмотря на то, что Франция с самого начала возражала против этой нормы и не является участником Московского договора?
Сколько государств должны придерживаться определенной практики для того чтобы был сформирован международный обычай? Действует ли норма обычного права в отношении государства, которое постоянно и последовательно выражало свое несогласие с этой нормой?
5. Можно ли считать источниками международного права:
– резолюцию Совета Безопасности ООН о применении санкций против государства, создающего угрозу международному миру и безопасности;
– решение Международного Суда ООН по спору между двумя государствами;
– резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах сотрудничества государств в области использования ядерной энергии»;
– правила полетов над открытым морем, утвержденные решением Международной организации гражданской авиации;
– решение Комиссии Европейского Союза о наложении штрафа па предприятие, нарушающее антимонопольное законодательство Европейского Союза?
6. В 1974 г. свыше 100 развивающихся государств сумели добиться большинства в Генеральной Ассамблее ООН при принятии Хартии экономических прав и обязанностей государств. Развитые страны (США, Франция, Великобритания и др.) не голосовали за принятие данной резолюции. В соответствии с этим документом развивающиеся страны имеют право регулировать и контролировать иностранное инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции, регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций, национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность.
Можно ли утверждать об образовании в данном случае общей обычной нормы международного характера?
После принятия данного документа представитель США заявил, обращаясь к представителям развивающихся государств: «Мы разделяем ваши надежды, мы вместе с вами». Можно ли говорить о выражении в данном случае opinio juris?