• +375 29 589 42 24

2. Нормы, источники и принципы международного публичного права

  1. Нормы международного нрава, понятие, особенности их создания.
  2. Виды норм международного права. Значение норм jus cogens.
  3. Проблема «мягкого» международного права.
  4. Источники норм международного права: понятие, виды и особенности.
  5. Статья 38 Статута Международного Суда ООН и ее значение.
  6. Международный договор и международный обычай: понятие и соотношение.
  7. Акты международных организаций.
  8. Понятие и содержание термина «принципы международного права».
  9. Основные принципы международного права и их правовое значение.
Проблемные вопросы

1. Как вы понимаете латинские выражения: jus cogens, opinio juris, pacta sunt servanda, ex acquo et bono?
2. Можно ли классифицировать источники международного права в зависимости от их юридической силы?
3. Почему международный договор считается наиболее эффективным регулятором международных отношений?
4. Сравните юридическую силу международного договора и международного обычая.
8. Являются ли акты международной организации источником международного права?
9. Какова роль односторонних актов государств в международном праве?
10. Могут ли акты внутреннего права регулировать международные отношения?
11. Какова роль доктрины и судебной практики в международном праве?
12. Какова роль Комиссии международного права ООН в процессе формировании норм международного права?

Задания

1. Приведите примеры:
– норм «мягкого» международного права;
– норм jus cogens.

2. Приведите примеры универсальных и партикулярных (локальных) норм международного права.

3. Какие из перечисленных документов содержат нормы международного публичного права:
– договор между Мексикой и США об установлении границы;
– Статут Международного Суда ООН;
– Договор о ЕАЭС;
– резолюция Генеральной Ассамблеи ООН;
– ст. 8 Конституции Республики Беларусь;
– обычай не подвергать тюремному заключению дипломатов;
– закон о налоге на иностранных физических лиц;
– Договор о сотрудничестве между Западно-Поморским воеводством Республики Польша и Минской областью Республики Беларусь 2010 г.
– соглашение между китайским предприятием и белорусским Правительством о строительстве объекта в Минской области;
– учебник «Международное право» под ред. Г.В. Игнатенко и О.И.Тиунова;
– правило, согласно которому на дипломатических приемах держать вилку следует в левой руке, а нож — в правой?

4. Свыше 100 государств подписали Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
Означает ли это, что в данной области сложилась обычная норма? Может ли Австралия требовать от Франции отказа от проведения ядерных испытаний в Южной части Тихого океана, ссылаясь на этот международный обычай, несмотря на то, что Франция с самого начала возражала против этой нормы и не является участником Московского договора?
Сколько государств должны придерживаться определенной практики для того чтобы был сформирован международный обычай? Действует ли норма обычного права в отношении государства, которое постоянно и последовательно выражало свое несогласие с этой нормой?

5. Можно ли считать источниками международного права:
– резолюцию Совета Безопасности ООН о применении санкций против государства, создающего угрозу международному миру и безопасности;
– решение Международного Суда ООН по спору между двумя государствами;
– резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах сотрудничества государств в области использования ядерной энергии»;
– правила полетов над открытым морем, утвержденные решением Международной организации гражданской авиации;
– решение Комиссии Европейского Союза о наложении штрафа па предприятие, нарушающее антимонопольное законодательство Европейского Союза?

6. В 1974 г. свыше 100 развивающихся государств сумели добиться большинства в Генеральной Ассамблее ООН при принятии Хартии экономических прав и обязанностей государств. Развитые страны (США, Франция, Великобритания и др.) не голосовали за принятие данной резолюции. В соответствии с этим документом развивающиеся страны имеют право регулировать и контролировать иностранное инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции, регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций, национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность.
Можно ли утверждать об образовании в данном случае общей обычной нормы международного характера?
После принятия данного документа представитель США заявил, обращаясь к представителям развивающихся государств: «Мы разделяем ваши надежды, мы вместе с вами». Можно ли говорить о выражении в данном случае opinio juris?