• +375 29 589 42 24

2.4. Понятие экспортного контроля

Под экспортным контролем понимается система организационно-правовых и экономических мер по ограничению, запрету и контролю за экспортом определенных товаров.

Исторически экспортный контроль создавался как инструмент предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. В условиях, когда ряд государств пытается получить доступ к технологиям разработки собственного ядерного и ракетного оружия, экспортный контроль продолжает оставаться одним из важнейших способов поддержания международной стабильности. Страны, не имеющие оружия массового поражения и работающие над его созданием, предпринимают попытки закупить отдельные компоненты и технологии через посредников и использовать их в своих военных программах. Вместе с тем, увеличение числа государств, располагающих такого рода оружием, приведет к общему снижению международной стабильности и безопасности. Кроме того, с ростом поражающих факторов и уменьшением габаритов средств поражения появляется реальная угроза использования такого оружия террористическими организациями. Поэтому контроль над экспортом оружия и технологий, которые могут быть использованы для его создания, стал частью политики большинства развитых стран.

Первый международный режим экспортного контроля – Координационный ко­митет по контролю над экспортом (КОКОМ)– был создан по инициативе США в 1949 г. КОКОМ осуществлял непосредственный политический контроль в сфере международных экономических отношений, в том числе и в области военного экспорта ведущих западных стран. В него первоначально вошли все страны НАТО (кроме Исландии), а несколько позже Япо­ния и Австралия. Этот режим являлся центральным звеном ши­роко разветвленной системы, в рамках которой западные страны разрабатывали и осуществляли совместные мероприятия по контролю за экспортом своих промышленных технологий, прежде всего, двойного назначения. Основная задача КОКОМ, которая ставилась при его создании, заключалась в жестко контролируемом сдерживании темпов экономического и научно-технического развития СССР и его союзников путем ограничения, а в ряде случаев и исключения их участия в международном разделении труда и рынков, а также доступа к новейшим высоким технологиям и товарам двойного назначения.

Другим направлением деятельности КОКОМ было рассмотрение заявок стран-участниц на осуществления экспорта их компаниями соответствующих товаров и технологий в страны, не являющиеся участниками КОКОМ.

С 1984 г. в системах экспортного контроля стран-участниц КОКОМ действовал принцип всеобъемлющего контроля (catch-all), который предполагал гражданскую или уголовную ответственность экспортера в случае, если он знал, что экспортируемый товар или технология предназначаются для использования в военных программах страны конечного пользователя, и не прошел согласование в комитете.

По мере развития политической ситуации в Европе и прекращения периода холодной войны, возникла необходимость создания новых международных режимов экспортного контроля.

В настоящее время существует около десяти международных режимов экспор­тного контроля, основными из которых являются четыре (участники – 30-38 ведущих стран мира).

1. Вассенаарские соглашения по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения, заключенные в 1995 году в городе Вассенааре (Нидерланды) 33 странами (в настоящее время число стран-участниц 40, в том числе Австрия, Аргентина, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Россия, США, Турция, Украина, Франция, Швейцария, Япония и др). Данный режим создан на основе КОКОМ. Целью соглашений является координация усилий по контролю за экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий «двойного применения») в страны с нестабильными политическими режимами и в регионы, где продолжаются конфликты (Ирак, Ливия, Северная Корея, страны Южной Азии). В соглашениях, таким образом, участвуют государства, являющиеся производителями (экспортерами) вооружений или соответствующих технологий. Вассенаарские соглашения предусматривают добровольный обмен информацией между странами-участниками в отношении поставок в третьи страны товаров и технологий «двойного применения», указанных в прилагаемых к соглашению списках. Государства-участники также согласились два раза в год предоставлять друг другу сведения о поставках обычных вооружений, номенклатура которых основывается на Регистре обычных вооружений ООН.

2. Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ), созданный в 1987 г. и объединяющий в настоящее время более 30 государств, включая все промышленно развитые и в том числе с 1995 г. Российскую Федерацию. Цель РКРТ – противодействие распространению технологий создания ракетных средств доставки оружия массового поражения. Достижение цели осуществляется проведением ответственной экспортной политики членами РКРТ, путем принятия единых подходов в ограничении экспорта ракет и их технологий, а также через обмен информацией о таком экспорте.

3. Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков (ГЯП).

Комитет Цангера представляет собой неформальную организацию, основной задачей которой является определение товаров, подпадающих под категорию ядерных материалов и оборудования или под категорию материалов, специально разработанных для обработки, использования или производства расщепляющихся материалов. Россия участвует с 1974 г. (в составе СССР).

Группа ядерных поставщиков также представляет собой неформальную организацию (Россия участвует с 1976 г.). Республика Беларусь присоединилась к Группе ядерных поставщиков в 2000 г. ГЯП координирует экспорт ядерных материалов, товаров и технологий двойного назначения и оборудования, входящих в два списка, опубликованные в приложении к информационным циркулярам МАГАТЭ. Правила ГЯП разрешают осуществлять сотрудничество в ядерной области лишь в случае, если страна-получатель поста­вила свою ядерную деятельность под гарантии МАГАТЭ.

4. Австралийская группа (контроль за распространением химического и бактериологического оружия). Создана в 1995 году и является неформальным соглашением государств-участников, в рамках которого обсуждаются проблемы, связанные с распространением химического и биологического оружия. Основной целью данного международного режима является ограничение поставок материалов и оборудования, используемых для производства химического и биологического оружия.

Австралийская группа не имеет устава и, вследствие своего неформального характера, не может принимать обязательных для исполнения решений. Поскольку все решения принимаются на основе консенсуса, то предполагается, что каждый член Австралийской группы будет использовать согласованные меры в области контроля и ограничения поставок материалов и оборудования, включая их в свое национальное законодательство.

Все государства, входящие в Австралийскую группу, подписали и ратифицировали Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления запасов и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. и Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1973 г. Российская Федерация участвует в обеих названных конвенциях, однако не является членом Австралийской группы.

Республика Беларусь не является участницей названных выше международных режимов экспортного контроля. Однако национальное законодательство полностью учитывает сложившуюся в мире систему экспортного контроля и международные обязательства страны по нераспространению материалов и технологий, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения.

Система экспортного контроля практически осуществляется следующими методами правового регулирования внешнеэкономической деятельности:

– определение перечня товаров, являющихся объектами экспортного контроля; лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями; таможенный контроль;

– валютный контроль;

– применение мер государственного принуждения (санкций) к лицам, нарушившим установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении данных товаров.

Обычно функции экспортного контроля возлагаются на специальные государственные органы. В качестве средств экспортного контроля используются лицензирование экспорта в зависимости от страны назначения и характеристик товара;разрешительный порядок экспортных операций по отдельным категориям товаров и т.д.



Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.

К ОГЛАВЛЕНИЮ