2.4. Акты международных транспортных организаций и международные обычаи в системе регулирования транспортных отношений
Важное значение в регулировании вопросов транспорта имеют акты международных транспортных организаций. В настоящее время действует более ста таких организаций: как общетранспортные, призванные обеспечивать общее развитие международных транспортных связей, так и специализированные организации по различным видам транспорта. Так, специализированными международными транспортными организациями являются, например, Балтийская и международная морская конференция (БИМКО); Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО); Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА); международная организация гражданской авиации (ИКАО); Международный союз автомобильного транспорта (ИРУ); Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ) и др.
Указанные организации разрабатывают нормативные документы, призванные регулировать различные аспекты транспортных отношений. К примеру, действует Международный кодекс морской перевозки опасных грузов, принятый ИМКО, и аналогичные Специальные правила транспортировки опасных грузов воздушным путем, изданные ИАТА.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) принимает международные стандарты и рекомендации по конструкциям и характеристикам самолетов, регламентирующие работу пилотов, экипажей, авиадиспетчеров, сотрудников наземных служб и служб технического обслуживания, а также требования безопасности и порядка работы международных аэропортов; разрабатывает правила пилотирования; принимает меры по минимизации воздействия авиации на окружающую среду; облегчает движение самолетов, пассажиров, экипажей, багажа, грузов и почтовых отправлений через границы за счет стандартизации таможенных, иммиграционных, санитарных правил и иных формальностей и др.
Важное место в системе правового регулирования международных транспортных отношений занимает обычай. Особенно значительна роль
морских обычаев, которые по настоящее время широко применяются в сфере международного и внутреннего морского судоходства. Кроме того, определенные вопросы, связанные с перевозкой товаров, урегулированы
торговыми обычаями, распределяющими права грузоотправителя (экспортера), грузополучателя (импортера) и перевозчика в процессе доставки груза от продавца к покупателю.
Наконец, правила производства расчетов за услуги перевозчика могут предусматриваться
банковскими обычаями. Следует отметить, что к текущему моменту основная масса обычных норм кодифицирована, т.е. записана, систематизирована и помещена в специальный акт. Свод международных правил толкования торговых терминов, изданный впервые в 1936 г. Международной торговой палатой, получил наименование «Инкотермс» (International Commercial Terms). Широкое практическое применение в морском праве получили Йорк-Антверпенские правила по общей аварии, разработанные на основе сложившейся обычной практики в 1864 году и действующие в настоящее время в редакции 1990 года, принятой неправительственным Международным морским комитетом.
Таким образом, современное международное транспортное право существует в виде комплекса нормативных источников самого различного уровня и содержания, в числе которых международные соглашения, акты международных транспортных организаций, кодификации международных обычаев, а также внутреннее законодательство государств, задействованных в международном транспортном процессе.
Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.