• +375 29 589 42 24

2.3. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности

Наряду с товарами большой сектор международной торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, включающие в том числе:

– услуги, связанные с внешней торговлей товарами: посреднические услуги, транспортировка, хранение, страхование и т.д.;

– производственно-технические услуги: капитальное строительство, инжиниринг, консалтинг и др.;

– туристические услуги;

– услуги по осуществлению международных расчетов;

– предоставление иностранной рабочей силы и др.

Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то обстоятельство, что они предполагают совершение международных платежей по нетоварным коммерческим контрактам.

В настоящее время торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства. Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и коммуникаций в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос финансовые услуги, услуги банков, страховых фирм и др. Указанные обстоятельства поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования международного рынка услуг.

К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие специфических организаций. Специализированные международные организации как, например,Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Всемирная туристическая организация, Международная морская организация (ИМО) специализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей. Так, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т. д.

На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. В Европейском Союзе, например, полностью сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

В глобальном плане регулированием торговли услугами занимается ВТО. Еще с 70-х годов прошедшего столетия по инициативе США как крупнейшего поставщика услуг на мировой рынок вопросы торговли услугами стали официальным предметом переговоров в рамках ГАТТ. Основная идея США состояла в том, чтобы в регулировании услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность, неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

Однако на практике национальный режим означает, что страны, максимально либерализовавшие свой рынок услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм. Как следствие, компании таких стран вынуждены конкурировать с иностранными производителями услуг на своем рынке, практически не имея выхода на соответствующие иностранные рынки.

Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм.

В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО действует специальное соглашение, получившее наименование ГАТС (Генеральное соглашение о регулировании торговли услугами) и состоящее из трех частей. Оно включает рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Регулированию подверглись услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию Европы и, прежде всего, Франции, беспокоившейся за сохранение самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм. С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами, на разработку которого ушло почти 20 лет, вошло в качестве неотъемлемой части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.

Основные обязательства стран-членов ВТО в соответствии с ГАТС:

– взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле услугами (за некоторыми исключениями);

– взаимное предоставление национального режима в отдельных секторах торговли услугами и по каждой форме их поставок, которые определяют сами участники Соглашения;

– развитие процесса либерализации торговли услугами в дальнейшем;

– обеспечение гласности в отношении национального регулирования торговли услугами;

– создание ряда национальных административных органов, необходимых для функционирования ГАТС (предоставление информации, осуществление контактов, разрешение споров).

В отношении внешней торговли объектами интеллектуальной собственности международным стандартом регулирования является соглашение, входящее в пакет документов о создании ВТО – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности или Соглашение ТРИПС (англ. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS)). Соглашение устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности.

Предметом Соглашения ТРИПС является урегулирование торговли товарами, содержащими права владельцев интеллектуальной собственности – авторских и смежных прав, товарных знаков, географических указаний, промышленных образцов, патентов, топологий интегральных микросхем, а также закрытой информации

Включение прав интеллектуальной собственности в переговорный процесс в рамках ГАТТ/ВТО началось фактически ещё в семидесятые годы прошедшего столетия, и было вызвано тем, что уже в то время с особой остротой встала проблема торговли поддельными или контрафактными товарами, объем которых оценивался в несколько миллиардов долларов ежегодно.

В первой части ТРИПС, состоящей из восьми статей, приводятся общие положения и базовые принципы, важнейшими из которых являются принцип национального режима и принцип наибольшего благоприятствования. Вторая часть, озаглавленная «Стандарты в отношении наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности» (статьи 9 – 40), состоит из восьми разделов, относящихся соответственно к авторскому праву и смежным правам, товарным знакам, географическим указаниям, промышленным образцам, патентам, топологиям интегральных микросхем, охране закрытой информации и контролю за недобросовестной практикой в лицензионных соглашениях.

В области авторского права Соглашение требует соблюдать Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений.

Установлен ряд обязательств по использованию товарных знаков и знаков обслуживания, причем оговариваются условия защиты и лицензирования.

В отношении охраны географических указаний установлена обязанность государств – членов ВТО предотвращать несанкционированную маркировку продукции, не соответствующую истинному месту её изготовления либо представляющую факт недобросовестной конкуренции (ст.22.2).Ст. 23 оговаривает особые требования к винам и спиртным напиткам – продукции, особенно часто несущей наименования мест ее происхождения.

Основное требование в вопросах патентования – соблюдение Парижской конвенции об охране промышленной собственности.

Защита топологий интегральных микросхем обеспечивается на основе Вашингтонского Договора об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем с некоторыми поправками, в частности, устанавливающими десятилетний срок защиты.

Для рассмотрения вопросов недобросовестной антиконкурентной практики в сфере торговли объектами интеллектуальной собственности предусмотрено проведение межправительственных консультаций.

Часть 3(статьи 41 – 61), является самой важной частью ТРИПС, поскольку именно в ней зафиксированы обязательства подписавшихся сторон по разработке законодательных средств обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности и порядок рассмотрения вопросов в судах. Сформулированы нормы для включения в гражданские процессуальные кодексы.

Четвертая часть Соглашения ТРИПС регламентирует вопросы приобретения и поддержания в силе прав интеллектуальной собственности и относящихся к ним процедур.

Пятая, шестая и седьмая части Соглашения ТРИПС, озаглавленные соответственно «Предотвращение и урегулирование споров», «Переходные договоренности» и «Институциональные мероприятия; заключительные положения» относятся к механизму взаимодействия государств в рамках задач Соглашения, а также содержат условия предоставления слаборазвитым странам отсрочек в выполнении некоторых требований ТРИПС.

В качестве основных обязательств, вытекающих из Соглашения ТРИПС, для страны, вступающей в ВТО, можно обозначить следующее.

1. Охрана прав интеллектуальной собственности должна быть обеспечена присоединяющимся государством в соответствии с определенными международными стандартами.

2. Присоединяющееся государство должно обеспечить меры гражданской, уголовной, административной ответственности в случае нарушения прав интеллектуальной собственности.

3. Таможенные органы присоединяющегося государства должны обеспечить охрану исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу.

Нет необходимости говорить, что стремление Республики Беларусь к членству в ВТО предполагает движение национального законодательства в направлении, заданном приведенными выше Соглашениями по торговле услугами и объектами интеллектуальной собственности.

Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.
К ОГЛАВЛЕНИЮ