Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных мер регулирования, а реализуются в рамках административного управления.
Нетарифные меры иногда называются нетарифными ограничениями, поскольку являются мерами скрытого протекционизма и включают многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны. Международная торговая практика знает более пятидесяти таких способов. К ним, помимо обычных мер квотирования и лицензирования внешней торговли, относятся технические нормы, санитарные стандарты, сложный валютный контроль, государственные закупки и т. д.
Таким образом, применение нетарифных методов государственного регулирования внешней торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей.
Нетарифные ограничения являются эффективным методом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
– во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; объем и методика их применения полностью регулируются национальным законодательством страны;
– во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении конкретного результата во внешнеэкономической политике;
– в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока;
– в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
До настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования. Наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:
– количественные ограничения импорта и экспорта (квотирование и лицензирование);
– таможенные и административные импортно-экспортные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарную классификацию тарифов;
– стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарно-ветеринарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров;
– участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля;
– ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сборы, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм установления валютных курсов.
Количественные ограничения импорта и экспорта непосредственно регламентируют количество товара, ввозимого в страну и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: контингентирование и лицензирование.
Контингентирование (квотирование) – это ограничение государством ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных или экспортных квот (контингентов).
По срокам действия квоты бывают постоянные, т. е. действующие в течение всего периода, на который они введены, и сезонные, устанавливаемые в зависимости от периода года.
Основная цель введения импортных квот – защита национальных производителей. Кроме того, достаточно часто при распределении импортных квот предпочтение отдается тем фирмам, которые берут на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны. Экспортные квоты устанавливаются, прежде всего, в отношении дефицитных на местном рынке товаров.
Контингентирование реализуется через систему лицензирования.
Лицензия – это разрешение, выдаваемое государственными органами и дающее право на импорт определенного количества товаров в страну (импортная лицензия) или экспорт определенного количества товаров из страны (экспортная лицензия).
В международной практике различают индивидуальные, генеральные и автоматические лицензии. Индивидуальная лицензия – это разовое разрешение на импорт (экспорт) товаров. Она является именной и не может быть передана другой компании. Срок действия такой лицензии по времени ограничен. Генеральная лицензия – это постоянно действующее разрешение, дающее право конкретной фирме на импорт (экспорт) указанных в ней товаров без каких-либо ограничений по стоимости и количеству. По данной лицензии разрешается ввозить указанные в ней товары из конкретной страны либо же из любых стран мира. Автоматическая лицензия представляет собой разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена, если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.
В особую группу количественных ограничений выделяются «добровольные ограничения экспорта».
«Добровольное ограничение экспорта» – это соглашение между импортирующей и экспортирующей страной, заключенное по инициативе импортирующей страны, на основании которого экспортирующая страна ограничивает вывоз определенных товаров.
Еще в конце 50-х годов прошедшего столетия США начали навязывать азиатским странам соглашения о «добровольном» ограничении в одностороннем порядке экспорта в США текстиля, а позднее – стального проката и ряда других товаров. В январе 1957 г. японское правительство выступило с пятилетней программой «добровольного» ограничения поставок хлопчатобумажных изделий на американский рынок. С 1969 г. система «добровольных» квот начала действовать на мировом рынке черных металлов, охватив почти 2/3 мирового экспорта этих товаров. Позднее США принудили иностранных поставщиков ограничить поставки шерстяного текстиля, продукции радиоэлектронной промышленности. Подобная практика свидетельствует о том, что «добровольные» ограничения экспорта отнюдь не являются вполне добровольными. В рамках ВТО Соглашение о защитных мерах содержит обязательство членов ВТО не применять «добровольные ограничения экспорта» и подобные меры, и в будущем отменить действующие меры.
Наконец, к количественным ограничениям относится так называемое эмбарго, которое представляет собой запрет, применяемый в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством. Эмбарго может применяться:
– по решению международных организаций (например, эмбарго ООН по отношению к Ирану),
– на уровне межгосударственных объединений (например, запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уровень, введенный странами ЕС),
– отдельным государством (например, по соображениям национальной безопасности).
Под таможенными и административными импортно-экспортными формальностями понимается совокупность мер государственного регулирования, которая включает в себя антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, требования о содержании местных компонентов, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы и другие.
Из перечисленных методов нетарифного регулирования наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины, которые представляют собой временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
Как инструмент регулирования импорта антидемпинговые меры получили наибольшее распространение в промышленно-развитых странах. Например, по различным данным, каждые 5 лет, начиная с восьмидесятых годов, против американских корпораций выдвигается более 100 обвинений в демпинге; сами США выдвигают в отношении импортеров более 350 обвинений. Страны Европейского Союза выдвигают порядка 280 обвинений в демпинге своим торговым партнерам, при этом им самим предъявляется около 200 таких обвинений.
При установлении факта демпинга по специальным методикам определяется нормальная стоимость товара, после чего производится ценовой анализ и определяется экономический ущерб, наносимый государству. Разница между нормальной стоимостью товара и экспортной ценой представляет собой демпинговую маржу, которая является верхней границей налагаемой в таком случае антидемпинговой пошлины. Объем применяемых антидемпинговых санкций зависит от величины экономического ущерба, наносимого демпингом. При определении экономического ущерба учитывается доля рынка, занимаемая поставщиком демпингового товара, соотношение импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар, влияние импорта демпингового товара на объемы производства отечественных производителей и др.
В качестве нетарифных ограничений рассматриваются и товаросопроводительные документы, так как они содержат информацию о стране происхождения товара, а от этого зависит выбор таможенного тарифа.
Вопрос определения страны происхождения товара в разных странах трактуется по-разному. Обычно страной происхождения является государство, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Когда в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерием «достаточной переработки», который выражается:
– в изменении товарной позиции классификационного кода товара по товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков;
– в осуществлении определенных производственных или технологических процессов, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти процессы имели место;
– в достижении определенного предела процентной доли стоимости используемых материалов или добавленной стоимости в цене товара (правило «адвалорной доли»).
В административном регулировании поставок импорта широко используются технические барьеры. Технические барьеры – это препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и другим требованиям.
Применение технических барьеров вызвано объективными требованиями производства и потребления, в то же время они могут выполнять протекционистскую роль.
Технические барьеры связаны и с применением мер по охране окружающей среды от загрязнения. Они запрещают или ограничивают импорт товаров, загрязняющих окружающую среду, и предусматривают тщательную экспертизу промышленного оборудования, средств транспорта и другой продукции, которая может вызвать загрязнение атмосферы.
Следующая группа нетарифных барьеров – санитарно-гигиенические, ветеринарные, фитосанитарные нормы и требования здравоохранения. Они применяются в отношении импорта пищевых товаров, сельскохозяйственных продуктов, парфюмерии и других товаров; особенно жестки эти требования в отношении ввоза медикаментов. Как правило, санитарно-гигиенические нормы едины для иностранных товаров и товаров национального производства.
Нетарифными барьерами являются и требования к упаковке и маркировке. Эти требования устанавливаются национальным законодательством страны импортера и определяют размеры, вес и форму упаковки, объем информации, который должна содержать маркировка товара, и другие особенности.
Следующая группа нетарифных ограничений внешней торговли по классификации ВТО – участие государства во внешнеторговых операциях. В системе регулирования внешнеэкономической деятельности особое место занимает государственное субсидирование. Благодаря государственным субсидиям фирмы имеют возможность выходить на внешние рынки с товарами, цены на которые ниже цен конкурентов, кроме того, за счет того, что они покрывают часть издержек производства национальных производителей, внутренний рынок становится более защищенным от иностранной конкуренции. Субсидирование может быть прямым и косвенным. Прямое финансирование осуществляется в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета, финансирования научно-исследовательских и конструкторских работ. Однако гораздо шире применяются косвенные субсидии: льготы по кредитам, освобождение предприятий от уплаты некоторых налогов, передача экспортирующим компаниям правительственных заказов по завышенным ценам и т.д. Такие действия государства по отношению к своим производителям ставят иностранных конкурентов в неравные условия. Следствием становится введения особых мер по защите рынков, на которые поставляется соответствующий товар.
Выход государственных организаций развитых стран в роли покупателей товаров на национальный и мировой рынок создал новый вид нетарифного регулирования — государственные закупки. Государственные закупки – это коммерческие операции (приобретение товаров, работ и услуг), осуществляемые государством с целью своевременной и эффективной организации обслуживания населения страны. Важнейшей целью государственных закупок является также закупка товаров по наиболее выгодным ценам.
Государственные закупки составляют значительную часть ВВП во всех странах с рыночной экономикой. Так, в рамках Европейского Союза их доля равна 15 % от ВВП и общая контрактная стоимость превышает ежегодно 750 млрд. долл. США. Правовые нормы в большинстве стран предусматривают преимущественную покупку товаров национального производства, если она финансируется государством или проводится государственными организациями.
Во время переговоров Уругвайского раунда в рамках ГАТТ 15 апреля 1994 г. 22 государства подписали соглашение по государственным закупкам. Оно вступило в силу 1 января 1996 г. Основные принципы соглашения состоят в том, что госзакупки должны осуществляться на основе правил о национальном режиме и недискриминации. Это означает, что иностранные поставщики должны действовать на тех же условиях, что и национальные.
На практике, однако, нередки официальные распоряжения государственных властей, устанавливающие дискриминационный режим в области цен для иностранных производителей и экспортеров, а также негласные административные предписания, определяющие, в каких случаях государственная организация обязана закупать товары национального производства, а также когда и на каких условиях заказ может быть выдан иностранному поставщику.
Нетарифные ограничения могут быть заложены и в механизме платежей. Внешне они выглядят как инструменты валютно-финансовой политики страны, но часто преследуют торгово-экономические цели. Так, маневрируя валютным курсом, правительство страны может значительно воздействовать на экспортные и импортные цены товаров. Снижение курса валюты ведет к «удешевлению» национальных товаров и одновременно делает более дорогими импортные товары, затрудняя их реализацию на внутреннем рынке этой страны.
В качестве инструмента внешнеторговой политики используется также система импортных депозитов. Импортный депозит – это предварительный залог, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара. Размер залога зависит от стоимости сделки. Импортер не получает по депозиту проценты, и по истечении нескольких месяцев сумма залога возвращается ему. Протекционистское значение импортных депозитов состоит в том, что они увеличивают издержки импортера по совершаемой операции и повышают цены импортного товара. Кроме того, импортные депозиты означают предоставление беспроцентного кредита банку, а также замораживание и изъятие из обращения на определенный срок значительных денежных средств. Как следствие, «цепная реакция» сокращения спроса на импортные товары, включая и те, которые не затрагиваются импортными депозитами. Таким образом, импортный депозит – это протекционистский барьер двойного действия.
Таким образом, палитра нетарифных методов регулирования внешней торговли широка и разнообразна. Законодательное регулирование применения указанных методов в Республике Беларусь и в Таможенном союзе будет рассмотрено ниже в специальном разделе.