• +375 29 589 42 24

2.2. Понятие, цели, задачи и формы нетарифного регулирования ВЭД

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных мер регулирования, а реализуются в рамках административного управления.

Нетарифные меры иногда называются нетарифными ограничениями, поскольку являются мерами скрытого протекционизма и включают много­численные мероприятия, ограничивающие использование иностран­ных товаров на внутреннем рынке страны. Международная торговая практика знает более пятидесяти та­ких способов. К ним, помимо обычных мер квотирования и лицензирования внешней торговли, относятся технические нормы, санитарные стандар­ты, сложный валютный контроль, государственные закупки и т. д.

Таким образом, применение нетарифных методов государственного ре­гулирования внешней торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может уста­навливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же соз­давать благоприятные предпосылки для эффективного раз­вития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных про­изводителей и потребителей.

Нетарифные ограничения являются эффективным методом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

– во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обяза­тельствами; объем и методика их применения полностью регулируются национальным законодательством страны;

– во-вторых, нетарифные методы более удобны в дос­тижении конкретного результата во внешнеэкономической политике;

– в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть кон­кретную ситуацию, складывающуюся в экономи­ке, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках определенного срока;

– в-четвертых, нетарифные методы не являются допол­нительным налоговым бременем для населения.

До настоящего времени не выра­ботано единой классификации нетарифных методов регу­лирования. Наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения под­разделяются на пять основных групп:

– количественные ограничения импорта и экспорта (квотирование и лицензирование);

– таможенные и административные импортно-экспортные формаль­ности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формально­сти, товаросопроводительные документы, товарную классифика­цию тарифов;

– стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарно-ветеринарные нормы, промышленные стандарты, требования к упа­ковке и маркировке товаров;

– участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: суб­сидирование производства и экспорта товаров, система государст­венных закупок товаров, государственная торговля;

– ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сбо­ры, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и пред­приятий, механизм установления валютных курсов.

Количественные ограничения импорта и экспорта непосредственно регламентируют количество товара, ввозимого в страну и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления при­менения количественных ограничений: контингентирование и лицензиро­вание.

Контингентирование (квотирование) – это ограничение государством ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных или экспортных квот (контингентов).

По срокам действия квоты бывают постоянные, т. е. действующие в течение всего периода, на который они введены, и сезонные, устанавли­ваемые в зависимости от периода года.

Основная цель введения импортных квот – защита национальных производителей. Кроме того, доста­точно часто при распределении импортных квот предпочтение отдается тем фирмам, которые берут на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны. Экспортные квоты устанавливаются, прежде всего, в отношении дефицитных на местном рынке товаров.

Контингентирование реализуется через систему лицензирования.

Лицензия – это разрешение, выдаваемое государственными ор­ганами и дающее право на импорт определенного количества това­ров в страну (импортная лицензия) или экспорт определенного количества товаров из страны (экспортная лицензия).

В международной практике различают индивидуальные, генеральные и автоматические лицензии. Индивидуальная лицензия – это разовое разрешение на импорт (экспорт) товаров. Она является именной и не может быть передана дру­гой компании. Срок действия такой лицензии по времени ограничен. Генеральная лицензия – это постоянно действующее разрешение, дающее право конкретной фирме на импорт (экспорт) указанных в ней товаров без каких-либо ограничений по стоимости и количеству. По данной лицензии разрешается ввозить указанные в ней товары из конкретной страны либо же из любых стран мира. Автоматическая лицензия представляет собой разреше­ние, выдаваемое немедленно после получения от экспор­тера или импортера заявки, которая не может быть откло­нена, если по ней не получен официальный отказ от органов, контролирующих внешнеторговые операции в рамках предварительного контроля.

В особую группу количественных ограничений выделяются «добро­вольные ограничения экспорта».

«Добровольное ограничение экспорта» – это соглашение между импортирующей и экспортирующей страной, заключенное по инициативе импортирующей страны, на основании которого экспортирующая страна ограничивает вывоз определенных товаров.

Еще в конце 50-х годов прошедшего столетия США начали навязы­вать азиатским странам соглашения о «добровольном» ограничении в одно­стороннем порядке экспорта в США текстиля, а позднее – стального проката и ряда других товаров. В январе 1957 г. японское правительство выступило с пятилетней программой «добровольного» ограничения поста­вок хлопчатобумажных изделий на американский рынок. С 1969 г. систе­ма «добровольных» квот начала действовать на мировом рынке черных металлов, охватив почти 2/3 мирового экспорта этих товаров. Позднее США принудили иностранных поставщиков ограничить поставки шерстя­ного текстиля, продукции радиоэлектронной промышленности. Подобная практика свидетельствует о том, что «добровольные» ограничения экспор­та отнюдь не являются вполне добровольными. В рамках ВТО Соглашение о защитных мерах содержит обязательство членов ВТО не применять «добровольные ограничения экспорта» и подобные меры, и в будущем отменить действующие меры.

Наконец, к количественным ограничениям относится так называемое эмбарго, которое представляет собой запрет, применя­емый в отношении импорта или экспорта отдельных това­ров или в отношении совершения внешнеторговых опера­ций с конкретным государством. Эмбарго может применяться:

– по решению междуна­родных организаций (например, эмбарго ООН по отношению к Ира­ну),

– на уровне межгосударственных объединений (например, запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уро­вень, введенный странами ЕС),

– отдельным государст­вом (например, по соображениям национальной безопасности).

Под таможенными и административными импортно-экспортными формальностями понимается совокупность мер государственного регулирования, которая включает в себя антидемпинговые пошлины, методы оценки таможен­ной стоимости товаров, требования о содержании местных компонентов, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы и другие.

Из перечисленных методов нетарифного регулирования наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины, которые представ­ляют собой временный сбор в размере разницы между це­нами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Как инструмент регулирования импорта антидемпинго­вые меры получили наибольшее распространение в промышленно-развитых странах. Например, по различным данным, каж­дые 5 лет, начиная с восьмидесятых годов, против амери­канских корпораций выдвигается более 100 обвинений в демпинге; сами США выдвигают в отношении импортеров более 350 обвинений. Страны Европейского Союза выдвигают порядка 280 обвинений в демпинге своим тор­говым партнерам, при этом им самим предъявляется около 200 таких обвинений.

При установлении факта демпинга по специальным методикам определяется нормальная стоимость товара, после чего произво­дится ценовой анализ и определяется экономический ущерб, наносимый государ­ству. Разница между нормальной стоимостью товара и экспортной ценой представляет собой демпинго­вую маржу, которая является верхней границей налагаемой в таком случае антидем­пинговой пошлины. Объем применяемых антидемпинго­вых санкций зависит от величины эко­номического ущерба, наносимого демпингом. При определении экономического ущерба учитывается доля рынка, за­нимаемая поставщиком демпингового товара, соотноше­ние импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар, влияние импорта демпингового товара на объемы производства отечественных производи­телей и др.

В качестве нетарифных ограничений рассматриваются и товаросопро­водительные документы, так как они содержат информацию о стране происхождения товара, а от этого зависит выбор таможенного тарифа.

Вопрос определения страны происхождения товара в разных странах трактуется по-разному. Обычно страной происхождения является государство, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Когда в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерием «достаточной переработки», ко­торый выражается:

– в изменении товарной позиции классификаци­онного кода товара по товарной номенклатуре на уровне любого из пер­вых четырех знаков;

– в осуществлении определенных производственных или технологических процессов, достаточных для того, чтобы товар считался происхо­дящим из той страны, где эти процессы имели место;

– в достижении определенного предела процентной доли стоимости используемых материалов или добавленной стоимости в цене товара (правило «адвалорной доли»).

В административном регулировании поставок импорта широко используются технические барьеры. Технические барьеры – это препятствия для импорта иностранных то­варов, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандар­там, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и другим требованиям.

Применение технических барьеров вызвано объективными требова­ниями производства и потребления, в то же время они могут выполнять протекционистскую роль.

Технические барьеры связаны и с применением мер по охране окру­жающей среды от загрязнения. Они запрещают или ограничивают импорт товаров, загрязняющих окружающую среду, и предусматривают тщатель­ную экспертизу промышленного оборудования, средств транспорта и дру­гой продукции, которая может вызвать загрязнение атмосферы.

Следующая группа нетарифных барьеров – санитарно-гигиенические, ветеринарные, фитосанитарные нормы и требования здравоохранения. Они применяются в отношении импорта пищевых товаров, сельскохозяйственных продуктов, парфюмерии и других товаров; особенно жестки эти требования в отно­шении ввоза медикаментов. Как правило, санитарно-гигиенические нормы едины для иностранных товаров и товаров национального производства.

Нетарифными барьерами являются и требования к упаковке и марки­ровке. Эти требования устанавливаются национальным законодательством страны импортера и определяют размеры, вес и форму упаковки, объем информации, который должна содержать маркировка товара, и другие особенности.

Следующая группа нетарифных ограничений внешней торговли по классификации ВТО – участие государства во внешнеторговых операциях. В системе регулирования внешнеэкономической деятельности особое место занимает государственное субсидирование. Благодаря государст­венным субсидиям фирмы имеют возможность выходить на внешние рынки с товарами, цены на которые ниже цен конкурентов, кроме того, за счет того, что они покрывают часть издержек производства национальных производителей, внутренний рынок становится более защищенным от иностранной конкуренции. Субсидирование может быть прямым и косвенным. Прямое финанси­рование осуществляется в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета, финансирования научно-исследовательских и конструкторских работ. Од­нако гораздо шире применяются косвенные субсидии: льготы по кредитам, освобождение предприятий от уплаты некоторых налогов, передача экспор­тирующим компаниям правительственных заказов по завышенным ценам и т.д. Такие действия государства по отношению к своим производителям ставят иностранных конкурентов в неравные условия. Следствием становится введения особых мер по защите рынков, на которые поставляется соответствующий товар.

Выход государственных организаций развитых стран в роли покупате­лей товаров на национальный и мировой рынок создал новый вид нета­рифного регулирования — государственные закупки. Государственные закупки – это коммерческие операции (приобретение товаров, работ и услуг), осуществляемые государ­ством с целью своевременной и эффективной организации обслуживания населения страны. Важнейшей целью государственных закупок является также закупка товаров по наиболее выгодным ценам.

Государственные закупки составляют значительную часть ВВП во всех странах с рыночной экономикой. Так, в рамках Европейского Союза их доля равна 15 % от ВВП и общая контрактная стоимость превышает ежегодно 750 млрд. долл. США. Правовые нормы в большинстве стран преду­сматривают преимущественную покупку товаров национального произ­водства, если она финансируется государством или проводится государст­венными организациями.

Во время переговоров Уругвайского раунда в рамках ГАТТ 15 апреля 1994 г. 22 государства подписали соглашение по государственным закуп­кам. Оно вступило в силу 1 января 1996 г. Основные принципы соглаше­ния состоят в том, что госзакупки должны осуществляться на основе пра­вил о национальном режиме и недискриминации. Это означает, что ино­странные поставщики должны действовать на тех же условиях, что и национальные.

На практике, однако, нередки официаль­ные распоряжения государственных властей, устанавливающие дискри­минационный режим в области цен для иностранных производителей и экспортеров, а также негласные административные предписания, определяющие, в каких случаях государственная организация обязана за­купать товары национального производства, а также когда и на каких ус­ловиях заказ может быть выдан иностранному поставщику.

Нетарифные ограничения могут быть заложены и в механизме плате­жей. Внешне они выглядят как инструменты валютно-финансовой поли­тики страны, но часто преследуют торгово-экономические цели. Так, ма­неврируя валютным курсом, правительство страны может значительно воздействовать на экспортные и импортные цены товаров. Снижение кур­са валюты ведет к «удешевлению» национальных товаров и одновременно делает более дорогими импортные товары, затрудняя их реализацию на внутреннем рынке этой страны.

В качестве инструмента внешнеторговой политики используется также система импортных депозитов. Импортный депозит – это предварительный залог, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара. Размер залога зависит от стоимости сделки. Импортер не получает по депозиту проценты, и по истечении нескольких месяцев сумма залога воз­вращается ему. Протекционистское значение импортных депозитов состо­ит в том, что они увеличивают издержки импортера по совершаемой опе­рации и повышают цены импортного товара. Кроме того, импортные де­позиты означают предоставление беспроцентного кредита банку, а также замораживание и изъятие из обращения на определенный срок значитель­ных денежных средств. Как следствие, «цепная реакция» сокращения спроса на импортные товары, включая и те, которые не затрагиваются им­портными депозитами. Таким образом, импортный депозит – это протек­ционистский барьер двойного действия.

Таким образом, палитра нетарифных методов регулирования внешней торговли широка и разнообразна. Законодательное регулирование применения указанных методов в Республике Беларусь и в Таможенном союзе будет рассмотрено ниже в специальном разделе.


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.
К ОГЛАВЛЕНИЮ