• +375 29 589 42 24

2.2. Международные транспортные конвенции

Международные соглашения в области транспорта получили в специальной литературе собирательное наименование «транспортные конвенции».

Исторически система транспортных конвенций складывалась по отдельным видам транспорта. Еще в ХIХ веке были заключены первые международные соглашения об условиях железнодорожных перевозок грузов, о режиме морских пространств и правилах судоходства. В настоящее время имеются договоры не только по видам транспорта, но и по отдельным вопросам функционирования транспортной системы. Например, Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров и Международная конвенция по безопасным контейнерам, заключенные в 1972 г., имели своей целью облегчение и развитие контейнерных перевозок на всех видах транспорта, а также в смешанном сообщении. Надо сказать, что в настоящее время наблюдается общая тенденция к унификации предписаний, нормирующих отношения по международным перевозкам, осуществляемым различными видами транспорта.

Действующие транспортные конвенции могут быть классифицированы следующим образом:

- соглашения об общих принципах деятельности отдельных видов транспорта;

- соглашения об организации международного сообщения между государствами;

- соглашения об условиях перевозок грузов и пассажиров;

- соглашения о тарифах на перевозки;

- соглашения, направленные на облегчение транспортных связей между странами;

- соглашения, регламентирующие специфические стороны деятельности отдельных видов транспорта;

- соглашения об условиях имущественной ответственности в сфере международных перевозок, и др.

Следует отметить, однако, что транспортные конвенции часто носят комплексный характер и содержат нормы сразу по ряду указанных выше правовых вопросов.

Международные соглашения об общих принципах деятельности соответствующего вида транспорта определяют правовые основы сообщения, правовой статус путей сообщения, торгово-политический режим транспортных операций, основные вопросы транспортно-технического характера (требования к транспортным средствам, порядок их движения на иностранной территории, транспортная документация) и другие. Такие соглашения обычно являются многосторонними и определяют главным образом права и обязанности государств, а не транспортных организаций и их клиентов. Они создают правовую базу для заключения специальных соглашений по конкретным вопросам международного транспорта. К числу конвенций такого рода относятся, например, Конвенции ООН по морскому праву 1958 и 1982 г., Женевская конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах 1949 г.

Транспортные конвенции об организации международного сообщения между государствами закрепляют, как правило, организационно-правовые основы международных перевозок: круг организаций-перевозчиков, маршруты, порядок оказания технической и иной помощи, условия взаимных расчетов, таможенные и административные формальности и т.д. На железнодорожном транспорте такими соглашениями предусматриваются также правила передачи подвижного состава и грузов при пересечении государственной границы, расследование происшествий и иные аналогичные вопросы. Учитывая региональную специфику подлежащих регулированию транспортно-организационных отношений, такого рода соглашения заключаются чаще всего на двусторонней основе. Так, еще в 1992 г. были заключены двусторонние соглашения Правительства Республики Беларусь с правительствами Польши, России, Украины и др. о сотрудничестве в транспортной сфере. Приблизительно в этот период заключались и двусторонние межправительственные соглашения с участием Республики Беларусь о международном автомобильном пассажирском и грузовом сообщении, о регулярном воздушном сообщении и т.д. В рамках СНГ имеется Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств – участников СНГ в области транспортной политики 1997 г. В 1998 году было заключено Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о формировании Транспортного союза. Договор о Евразийском экономическом союзе содержит раздел XXI «Транспорт» и Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике, где предусмотрено поэтапное формирование единого транспортного пространства ЕАЭС.

Соглашения об условиях перевозок грузов и пассажиров призваны установить общий порядок заключения и исполнения договора международной перевозки данным видом транспорта. Как правило, перевозки пассажиров и грузов регламентируются в таких соглашениях раздельно. Содержащиеся в них нормы носят гражданско-правовой характер и регулируют частные взаимоотношения грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, перевозчика, включая положения о гражданской ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств. Примерами таких соглашений могут служить Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г., Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа 1997 г., заключенная в рамках СНГ, и др.

Соглашения о тарифах на перевозки включают правила исчисления провозной платы, транспортных сборов и штрафов. Как правило, прямые и транзитные тарифы являются различными. Международные тарифы могут устанавливаться как единые тарифные ставки либо привязываться к внутренним тарифам (обычно со скидкой). Соглашения о тарифах на международные перевозки могут принимать форму дополнительного документа к международному договору об организации и условиях международных перевозок, а может иметь вид отдельного акта, принимаемого международной транспортной организацией или на уровне правительств (глав соответствующих транспортных ведомств) заинтересованных государств. Обычно международные транспортные тарифы устанавливаются в зависимости от вида транспорта, расстояний, а также номенклатуры перевозимых грузов. Помимо основных тарифов, могут предусматриваться дополнительные сборы, а также льготы и скидки.

К числу соглашений, направленных на облегчение транспортных связей между странами, относятся международные соглашения о таможенных формальностях; о налоговом режиме международных транспортных средств и перевозимых грузов; об общем парке грузовых железнодорожных вагонов; о контейнерной системе и другие. Они призваны сократить время простоя транспортных средств в пути следования, в том числе уменьшить задержки грузов на таможенных складах; урегулировать налоговую политику заинтересованных государств в области транспорта; оптимизировать систему эксплуатации транспортных средств, механизировать и автоматизировать грузовые операции.

Соглашениями, регламентирующими специфические стороны деятельности отдельных видов транспорта, являются, например, договоры о спасании на море, об аренде морских и воздушных судов, о железнодорожном сквозном сообщении и т.д. Например, Республика Беларусь участвует в Соглашении о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, 1970 г.

Соглашения об условиях имущественной ответственности в сфере международных перевозок получают в последнее время все более широкое распространение. В ряду таких соглашений Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа 1974 г., предусмотревшая размер ответственности морского перевозчика за ущерб, причиненный здоровью пассажира или его имуществу; Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. и протоколы к ней, установившие предел имущественной ответственности воздушного перевозчика, претензионный и судебный порядки разрешения споров, и многие другие.

Следует отметить, что отдельные вопросы организации и развития транспортного процесса регулируются в общих договорах о торговом и экономическом сотрудничестве, заключаемых, как правило, на двусторонней основе.

Взаимоотношения транспортных конвенций с национальным законодательством Республики Беларусь в сфере транспорта определяются двумя факторами: участием в конвенции Республики Беларусь и правовым уровнем конвенции. Так, согласно ст.6 Гражданского кодекса Республики Беларусь нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь права, и имеет юридическую силу того акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность международного договора. Таким образом, если Республика Беларусь участвует в международном соглашении по транспорту, то такое соглашение действует на ее территории так же, как и акты внутреннего законодательства. При этом, являясь специальной нормой для международных транспортных отношений в сравнении с общими нормами, регулирующими транспортный процесс в Республике Беларусь, норма международной транспортной конвенции всегда имеет приоритет перед аналогичной нормой внутреннего законодательства. В иерархии нормативных актов международное транспортное соглашение Республики Беларусь занимает место, соответствующее тому нормативному акту, которым данное соглашение введено в национальное право. Например, международный договор, ратифицированный парламентом, приобретает силу закона, межправительственное соглашение – силу акта правительства, межведомственное – акта министерства или государственного комитета и т.д.

Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.