• +375 29 589 42 24

2.1. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли товарами как основной метод государственного регулирования ВЭД

Одним из методов экономического регулирования внешней торговли является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ. Тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания Таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов внешнеэкономической деятельности при осуществлении торговых операций.

В соответствии со ст. 11 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования ВЭД в Республике Беларусь.

Таможенно-тарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия Таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.

В настоящее время тарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, Единым таможенным тарифом Таможенного союза, Таможенным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе» и рядом других нормативных документов. Законодательство о таможенном тарифе регламентирует порядок применения таможенных тарифов, а таможенные кодексы устанавливают общие правила применения таможенных процедур.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина определяется как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию или вывозе товаров с этой территории, который является неотъемлемым условием этого ввоза или вывоза.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли выполняет, с одной стороны, протекционистскую функцию, под которой понимается защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, а с другой стороны – фискальную функцию, т.е. обеспечивает поступление средств в государственный бюджет.

Таким образом, таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, подлежащих таможенному обложению при ввозе их на таможенную территорию данной страны или при вывозе из неё.

Группировка товаров в таможенных тарифах представляет собой важный элемент внешнеторговой политики. Выделяя определённые товары в отдельные позиции, государство может более эффективно тормозить их импорт или, напротив, создавать льготы для товаров отдельных стран. При этом, чем более дробной является структура тарифа, тем эффективнее он может быть использован в протекционистских целях.

Следует отметить, что в рамках варьирования та­рифных ставок на готовую продукцию, полуфабрикаты и сырьё многие государства проводят политику тарифной эскалации, под которой понима­ют повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Тарифная эскалация по­зволяет развитым странам активно стимулировать произ­водство сырья и полуфабрикатов в развивающихся странах и создаёт условия для дальнейшего роста их технологиче­ской отсталости.

Важное значение для системы таможенно-тарифного регулирования имеет политика применения тарифных квот, которая осуществляется посредством использования переменных таможенных по­шлин, ставки которых зависят от объёма импорта товаров: при импорте в пределах определённых количеств он обла­гается по базовой, внутриквотной ставке тарифа, при пре­вышении определённого объёма импорт облагается по бо­лее высокой, сверхквотной ставке тарифа. Такая политика позволяет стране проводить гибкое регулирование притока импортных товаров, причем тарифная квота по своей эффективности сравнима с количественным ограни­чением.

В конце 80-х годов прошедшего столетия завершилась работа над созданием Гармонизированной системы описания и коди­рования товаров, которая вступила в силу с 1 января 1988 г., и к ней присоединилось большинство стран мира. На долю данных государств приходится более чем 85% всего объёма международной торговли.

С 1 января 2002 г. Всемирная таможенная организация ввела в действие новое 3-е издание Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС–2002), и страны – участницы Конвенции должны привести свои национальные классификаторы в соответствие с ГС–2002.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров включает в себя: Унифицированную товарную номенклатуру, Основные правила классификации товаров и Алфавитный указатель.

Унифицированная товарная номенклатура состоитиз21 раздела, 99 глав и 1214 товарных позиций, подразде­ляющихся на 3553 подпозиции, которые, в свою очередь, состоят из 5019 субпозиций. При этом 98-я и 99-я главы отведены для специального использования странами-участницами. При формировании глав в основу положен принцип степени обработки товаров: сырьё, полуфабрика­ты, готовые изделия. В основе построения товарных пози­ций, подпозиции и субпозиций применяется установленная последовательность признаков: назначение товара; степень его обработки; вид материала, из которого он сделан; удельный вес товара в мировой торговле и т. п.

Таможенная пошлина налагается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны. Под таможенной стоимостью товара понимается нормально складывающаяся на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

В процессе унификации определения таможенной стоимости товара важную роль играет ВТО, которая уста­новила Кодекс таможенной стоимости. В соответствии с данным Кодексом разрешается применять пять различных методов оценки таможенной стоимости: по цене сделки; цене идентичного товара; цене аналогичного товара; продажной цене за единицу идентичного или аналогичного товара, ввезенного в то же время; расчетной цене товара. На усмотрение стран поставлен вопрос о том, включать ли в таможенную стоимость товара стоимость фрахта и стра­хования. Кроме того, таможенным органам предоставлено право за­требовать дальнейшую информацию, если имеется сомне­ние в правильности заявленной стоимости импортируемых товаров.

В зависимости от страны происхождения товара, товары могут облагаться автономной (национальной), конвенци­онной (международно-договорной) или преференциальной (льготной) пошлиной. Поэтому в рамках внешнеторговой политики крайне важной проблемой ста­новится определение страны происхождения товаров.

Общее правило для определения страны происхожде­ния товара гласит, что страной происхождения считается та страна, в которой товар был произведен или существенно переработан. Страна происхождения товара устанавливается исходя из следующих основных факторов. Во-первых, товар может быть признан не подлежащим перера­ботке: такие товары считаются происходящими из одной страны, и к ним отнесены полезные ископаемые; живот­ные; продукты животного происхождения, рыба, продукты рыбного промысла; вторичное сырье, полученное в данной стране; все товары, произведенные в данной стране из вы­шеперечисленной продукции. Во-вторых, товар может быть признан существенно перерабо­танным в зависимости от добавленной стоимости. В разных странах для признания товара су­щественно переработанным учитывается разная добавлен­ная стоимость импортного сырья и материалов. Так, например, в США товар считается существенно переработанным, если добавленная стоимость в нем составляет 35% для разви­вающихся стран и 50% для остальных государств.

Таким образом, любое перемещение товара через таможенную границу обуславливается, как правило, уплатой соответствующих таможенных пошлин. Данное обстоятельство, во-первых, влияет на окончательную цену товара, что позволяет государствам регулировать проходящие через их территории товарные потоки, а во-вторых, дает возможность пополнения бюджетных доходов. Законодательное решение вопросов о размерах таможенных пошлин и порядке их применения и представляет, по сути, таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.
К ОГЛАВЛЕНИЮ