• +375 29 589 42 24

1.4. Система и компетенция государственных органов в области регулирования ВЭД

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется компетентными органами соответствующего государства, а также международными органами и организациями, которым переданы конкретные полномочия в сфере внешней торговли.

Межгосударственные органы.

С формированием Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕврАзЭС основная часть полномочий по регулированию внешнеэкономической деятельности государств-участников перешла к межгосударственным структурам.

В настоящее время сформировалась следующая институциональная структура регулирования ВЭД в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России:

– Межгосударственный совет ЕврАзЭС – высший орган управления ВЭД;

– Комиссия Таможенного союза – постоянно действующий орган, осуществляющий оперативное управление в рамках своей компетенции;

– Суд ЕврАзЭС – на данный момент функции суда ЕврАзЭС возложены на Экономический суд СНГ, расположенный в г. Минске;

– Экспертный совет.

Три первых названных подразделения являются наднациональными органами и формируются государствами-участниками, а Экспертный совет является пока единственным органом, куда могут непосредственно обращаться также юридические лица и граждане. Одной из его задач является разрешение споров между частными лицами и Комиссией Таможенного союза посредством примирительных процедур (медиации).

Межгосударственный совет, в состав которого входят главы государств и правительств, принимает решения по принципиальным вопросам деятельности ЕврАзЭС, связанным с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы его развития и предпринимает меры по реализации целей и задач ЕврАзЭС. К его компетенции, в частности, относится рассмотрение принципиальных вопросов деятельности Сообщества, связанных с общими интересами государств-членов; решение вопросов, касающихся регулирования условий взаимной торговли между государствами – членами Сообщества, таможенной политики Сообщества по отношению к третьим государствам, упрощения и унификации таможенных правил и процедур, применяемых в государствах-членах Сообщества, гармонизации (сближения и унификации) национального законодательства государств-членов ЕврАзЭС.

Решения Межгоссовета принимаются консенсусом, т.е. каждое государство-член имеет один голос, и являются обязательными для всех государств сообщества (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан).

Постоянно действующим наднациональным органом Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, созданного в рамках ЕврАзЭС, является Комиссия Таможенного союза, в полномочия которой входят: взаимодействие с органами государственной власти стран-участниц, разработка и реализация мер по выполнению решений Межгоссовета и международных договоров, заключенных в рамкахТаможенного союза. Комиссия сформирована в составе трех человек (заместители председателей правительств государств – членов Таможенного союза). Решения Комиссии Таможенного союза принимаются большинством в 2/3 голосов, носят обязательный характер и подлежат непосредственному применению в государствах-участниках. Решения вступают в силу через месяц после официальной публикации на сайте Комиссии www.tsouz.ru. Рабочим органом Комиссии Таможенного союза является секретариат, в составе которого работают департаменты более узкой компетенции, например, Департамент торговой политики, Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, Департамент финансовой политики, Правовой департамент и др.

Судебным органом ЕврАзЭС и Таможенного союза является Суд ЕврАзЭС (в настоящее время его функции выполняет Экономический суд СНГ). В соответствии с новой редакцией его Статута, утвержденной 5 июля 2010 г., кроме разрешения споров между государствами-участниками, он компетентен рассматривать споры между хозяйствующими субъектами стран-участниц и органами Таможенного союза. Кроме того, Суд вправе выносить решения о действительности решений органов Таможенного союза, об их соответствии международным договорам, осуществляет толкование норм, принятых в рамках Таможенного союза.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 16 от 27 ноября 2009 г. при высшем органе Таможенного союза был образован Экспертный совет, в состав которого включаются не менее 5 представителей государств – членов Таможенного союза из числа граждан, обладающих необходимыми знаниями и опытом в области права, международной торговли, а также в других соответствующих областях. Как уже указывалось, основной функцией Экспертного совета является рассмотрение заявления юридических и физических лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, а также государств – членов Таможенного союза по вопросу соответствия решений Комиссии Таможенного союза, имеющих обязательный характер, договорно-правовой базе Таможенного союза.

Государственные органы Республики Беларусь.

На национальном уровне государственное регулирование ВЭД осуществляется высшими органами государственной власти. В Республике Беларусь это Президент, Национальное собрание, Правительство и иные уполномоченные государственные органы Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Так, Президент Республики Беларусь является вышестоящим по отношению к Государственному таможенному комитету органом и осуществляет общее руководство таможенным делом (ст. 2 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Кроме того, он непосредственно решает многие вопросы внешней торговли, отнесенные к национальной компетенции. В отношении внешней торговли с конкретным государством или группой государств с учетом компетенции Республики Беларусь, определенной нормативными документами Таможенного союза, Президент может принять решение о применении любых методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Координация работы государственных органов по формированию государственной внешнеторговой политики Республики Беларусь, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров осуществляется Правительством Республики Беларусь и уполномоченным государственным органом в пределах их компетенции, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – регулирует внешнеторговую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) Республики Беларусь (ч. 9 ст. 4 Закона о Совете Министров Республики Беларусь 1998 г.). С образованием Таможенного союза, однако, меры тарифного и нетарифного регулирования в одностороннем порядке могут вводиться Республикой Беларусь лишь в исключительных случаях и на срок не более 6 месяцев. В случаях необходимости изменения принятых в Таможенном союзе мер нетарифного регулирования Правительство вносит соответствующие предложения в Комиссию Таможенного союза.

Министерство экономики готовит предложения по формированию экспортно-импортной политики государства, включая меры тарифного и нетарифного регулирования.

Министерство торговли осуществляет координацию внешнеторговой деятельности, в том числе деятельности внешнеторговых организаций (РУП «Белорусинторг», ЗАО «Белагроинторг» и др.). Кроме того, Министерство торговли вносит предложения о введении временных мер по защите экономических интересов Республики Беларусь; осуществляет лицензирование экспорта и импорта потребительских товаров в порядке и по перечню, установленному законодательством Таможенного союза; участвует в разработке предложений о введении количественных ограничений экспорта и/или импорта отдельных товаров, а также об ограничении или запрете экспорта или импорта, исходя из экономических интересов Республики Беларусь, и осуществляет иные действия в пределах своей компетенции.

Государственный таможенный комитет осуществляет непосредственное руководство таможенным делом. Таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность как Республики Беларусь, так и Таможенного союза, и защищают экономические интересы государства, применяя средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, в том числе взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; осуществляют меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу и др.

Общая координация внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь осуществляется Министерством иностранных дел, в структуре которого функционирует Департамент внешнеэкономической деятельности.

Согласно Положения о Департаменте внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 978, задачами Департамента являются:

– содействие развитию экспорта товаров и услуг;

– координация формирования внешнеторгового режима Республики Беларусь в сфере внешней торговли товарами;

– защита внешнеэкономических интересов государства;

– координация переговорной позиции и формирование пакета документов по присоединению Республики Беларусь к Всемирной торговой организации;

– анализ показателей внешнеторговой деятельности Республики Беларусь, в том числе товарной и географической структуры внешней торговли;

– участие в анализе отчетного торгового и платежного балансов и разработке прогнозных показателей внешней торговли;

– координация работы по таможенно-тарифному регулированию внешней торговли товарами;

– осуществление мониторинга мер нетарифного регулирования внешней торговли товарами, а также таможенного законодательства;

– подготовка для внесения в Правительство Республики Беларусь предложений по применению антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер во внешней торговле по результатам проводимых МИД расследований;

– участие в проводимых иностранными государствами расследованиях по применению антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер в отношении товаров, производимых юридическими и физическими лицами Республики Беларусь;

– содействие защите экономических интересов государства, физических и юридических лиц Республики Беларусь за рубежом;

– содействие привлечению иностранных инвестиций в экономику страны, формированию благоприятного инвестиционного имиджа Республики Беларусь за рубежом и др.

Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Директор Департамента подчиняется Министру иностранных дел Республики Беларусь и его заместителю, курирующему деятельность Департамента.


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.
К ОГЛАВЛЕНИЮ