• +375 29 589 42 24

14. Международное воздушное право

  1. Понятие, принципы и источники международного воздушного права.
  2. Правовой режим воздушного пространства над территорией государства. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.
  3. Борьба с правонарушениями в сфере международного мореплавания и гражданской авиации.
Проблемные вопросы
1. Каковы основные институты международного воздушного права?
2. Каковы основные направления сотрудничества государств в области использования воздушного пространства?
3. Применяется ли обычай в международном воздушном праве?
4. Какие международные организации действуют в области международного воздушного права?
5. Где проходит граница между воздушным и космическим пространствами?
6. Перечислите основные коммерческие свободы воздуха.

Задания

1. Определите термины:
Регулярные воздушные полеты, нерегулярные воздушные полеты, «права и свободы воздуха», эксплуатант воздушного судна.

2. Изучите ст. 5 и 6 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.:
Статья 5. Право нерегулярных полетов
Каждое Договаривающееся государство соглашается, что все воздушные суда других Договаривающихся государств, не являющиеся воздушными судами, занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право, при условии соблюдения положений настоящей Конвенции, осуществлять полеты на его территорию или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над территорией которого осуществляется полет, имеет право требовать совершения посадки. Тем не менее каждое Договаривающееся государство сохраняет за собой право по соображениям безопасности полетов требовать от воздушных судов, которые намереваются следовать над районами, являющимися недоступными или не имеющими надлежащих аэронавигационных средств, следовать по предписанным маршрутам или получать специальное разрешение на такие полеты.
Статья 6. Регулярные воздушные сообщения
Никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию Договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.

Под действие какой статьи подходят следующие случаи:
а) Три самолета перевозят болельщиков футбольного матча между Россией и Беларусью из Москвы в Минск.
б) Пять самолетов перевозят участников промышленной выставки из Москвы в Ганновер.
в) Самолет еженедельно в течение лета совершает полет из Новосибирска в Мехико и обратно с целью обслуживания туристических групп.
г) Самолет-малютка совершает рейсы в целях обслуживания состоятельных людей.
При решении задачи учтите, что в 1952 г. Совет ИКАО дал следующее определение регулярных полетов. Регулярный рейс – серия полетов, обладающая следующими характеристиками:
полеты носят интернациональный характер;
услуги перевозчика носят открытый публичный характер;
полет осуществляется между двумя одними и теми же пунктами:
полет осуществляется в соответствии с публикуемым расписанием;
или же настолько регулярно или часто, что проведение этих полетов обладает признанной систематичностью.

3. В декабре 1988 г. аппарат американской воздушной компании «ПанАм» разбился над Локерби в Шотландии, что повлекло гибель 270 человек. Причиной катастрофы была бомба, находящаяся на борту самолета. Американские и английские власти подозревали, что вина за этот террористический акт лежит на двух ливийских гражданах и поэтому потребовали у ливийских властей выдачи террористов, в чем им было отказано. Параллельно французские власти представили подобное требование вследствие катастрофы в идентичных обстоятельствах в сентябре 1989 г. самолета компании «Юта» над Нигером, повлекшего гибель 170 пассажиров. Французским властям было также отказано.
В январе 1992 г. Совет Безопасности ООН в резолюции № 731 осудил эти террористические акты, выразил осуждение ливийскому правительству и потребовал от ливийских властей немедленного предоставления полного и ясного ответа на запросы США, Великобритании и Франции «с целью обеспечения полного уничтожения международного терроризма».
В начале марта 1992 г. Ливия обратилась в Международный Суд ООН с жалобой на эти государства. Ливия утверждала, что она выполнила все свои обязанности, вытекающие из Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и что как раз США и Великобритания не соблюдают положения Конвенции, относящиеся к процедуре урегулирования споров (это действительно имело место). Кроме того, правительства этих государств обвинялись в нарушении суверенитета Ливии в связи с их требованиями выдачи ливийских граждан. Ливийское правительство просило Суд указать обеспечительные меры, запрещающие этим двум государствам предпринимать какие-то действия с целью принудить Ливию выдать своих граждан.
31 марта 1992 г. Совет Безопасности ООН, учитывая упорный отказ Ливии, решил применить положения гл. 7 Устава ООН (где говорится о принудительных мерах), считая, что «нежелание со стороны ливийского правительства показать посредством конкретных действий свое осуждение терроризма, представляет угрозу международному миру и безопасности».
Резолюция № 748 установила в отношении Ливии эмбарго на поставки оружия и воздушные сообщения, а также уменьшение важности дипломатических миссий.
Оцените позиции:
США и Великобритании;
Ливии;
Совета Безопасности ООН.
В конечном итоге ради снятия экономических санкций Ливия пошла на выдачу своих граждан (пилотов), которые были осуждены.

4. В октябре 1985 г. четыре палестинских террориста, принадлежащие к одной из фракций Организации освобождения Палестины (ООП), захватили итальянское судно «Акилле Лауро». Около 450 пассажиров и членов экипажа были взяты в качестве заложников. Хладнокровно убив американского пассажира еврейского происхождения, террористы сдались египетским властям, которые позволили им подняться на борт египетского самолета, отлетающего в Тунис, где находится штаб ООП. Однако во время полета над международными водами Средиземного моря этот лайнер был перехвачен американским военным самолетом и, с разрешения итальянского правительства, приземлился на итальянской территории. Итальянские власти задержали четырех террористов, которые впоследствии были осуждены.
Как можно расценить действия Египта, США, Италии с точки зрения их соответствия международному праву? Какие правовые основания могут приводиться в оправдание действий США?