• +375 29 589 42 24

1.4. Авторское право и смежные права в праве интеллектуальной собственности

Объектами охраны в авторском праве обычно являются «литературные и художественные произведения», т.е. творения в области литературы и искусства. Формой, в которой выражаются такие произведения, могут быть слова, символы, музыка, картины, трехмерные предметы или комбинация таких форм (например, опера или кинофильм).

Большинство национальных законов в области авторского права предусматривают охрану литературных, художественных, музыкальных, хореографических, фотографических, аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, а также карт, чертежей и др. Называться такие произведения в законах могут по-разному и перечень их, как правило, не исчерпывающий. Статья 6 Закона Республики Беларусь относит к объектам авторского права:

- литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

- драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;

- музыкальные произведения с текстом и без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и др.);

- произведения изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика, литография и др.);

- произведения прикладного искусства и дизайна;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения, в том числе произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, картографии и другим наукам;

- компьютерные программы;

- произведения науки (монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, диссертации, конструкторская документация и др.);

- иные произведения.

Охраняются, как правило, и так называемые «производные произведения» – переводы, адаптации и др., а также составные – сборники произведений, базы данных, которые тоже по подбору и расположению материалов представляют собой результат интеллектуального творчества.

Средствами авторского права, как было показано выше, охраняются в настоящее время компьютерные программы как набор команд, позволяющих при их включении в машиночитаемую среду заставлять машину, обладающую возможностями обработки информации, выполнять определенную функцию, задачу, получать определенный результат и выдавать информацию об этом.

Необходимо отметить, что, несмотря на интенсивное сближение в рамках интеграционных мировых процессов, по настоящее время сохраняются различия в трактовке авторского права англосаксонской и континентальной правовыми системами.

Прежде всего, в странах континентального права используется не английский термин «copyright», что буквально означает «право на изготовление копий, а словосочетание «авторское право» – le droit dauteur (фр.),  das Urheberrecht  (нем.),el derecho de autor (исп.).

В англосаксонском термине «copyright» акцент делается на основное действие, которое в отношении литературных и художественных произведений может осуществляться только самим автором или с его разрешения: изготовление экземпляров произведений – книг, картин, скульптур, фотографий, фильмов. В термине же «авторское право» во главу угла ставится личность создателя произведения, чем подчеркивается тот факт, что автор имеет определенные правомочия в отношении своего произведения, которые могут быть осуществлены лишь им самим (например, право воспрепятствовать искаженному воспроизведению), в то время как другие права могут осуществляться и третьими лицами (например, право изготавливать копии может получить с разрешения автора издатель).

Что касается прав, смежных с авторскими, то обычно выделяются три группы таких прав:

- права исполнителей на их исполнение;

- права производителей фонограмм на их фонограммы;

- права организаций эфирного (кабельного) вещания на их радио- и телевизионные программы.

Как уже указывалось, охраняется форма выражения идей автора, а не сами эти идеи. Так, если автор опубликует в виде статьи изложение своих идей о том, как построить новый агрегат с лучшими функциональными возможностями в сравнении с имеющимися аналогами, то закон не может помешать третьим лицам использовать эти идеи для создания такого агрегата. Однако авторское право защитит автора от воспроизведения его статьи без его разрешения. Что касается самого предмета статьи – нового агрегата – то на него не распространяется авторское право. Он может быть защищен на других правовых основаниях, например, на основании патента. Таким образом, если автор обнародовал свои идеи, не имея соответствующего патента или иных форм защиты, то авторское право не может воспрепятствовать реализации этих идей, однако дает защиту объективной форме выражения идей – тексту выступления, статье, монографии и т.д.

В странах с континентальной системой права авторское право возникает независимо от того, было ли оно окончательно зафиксировано в материальной форме: звуко- или видеозапись, скульптура, книга и т.п. В англосаксонских странах для предоставления правовой охраны, как правило, требуется фиксация произведения, а до недавнего времени требовалось и выполнение определенных формальностей (депонирование экземпляров), для того, чтобы в случае возникновения иска облегчить доказывание авторства и предмета охраны.

В настоящее время благодаря международным соглашениям, а также деятельности Всемирной организации интеллектуальной собственности отношения различных стран к фиксации произведения как условию предоставления правовой охраны заметно сблизились. Из законодательства англосаксонских стран были изъяты положения об обязательном выполнении формальностей для получения охраны, а в законодательства стран континентальной правовой семьи включили положения о необходимости существования «объективной формы выражения» произведения. Доказывание наличия такой «объективной формы» часто происходит путем предоставления документов о добровольной регистрации в специальных организациях коллективного управления авторскими правами, созданных во многих современных государствах.

Правовая охрана произведения не зависит от его качества или ценности. Произведение охраняется независимо от того, является ли оно талантливым или бездарным.

Нарушение авторского права влечет за собой определенный набор санкций: гражданских, административных и даже уголовных.

Авторское право охраняется, как правило, на протяжении всей жизни автора и еще определенный срок после его смерти, который составляет в разных странах от 25 до 70 лет (в Республике Беларусь, как и в большинстве государств Бернского союза – 50 лет). Специальные правила по исчислению сроков охраны предусматриваются и для смежных прав.


Толочко, О.Н. Международная охрана интеллектуальной собственности: учебное пособие. – Минск : РИВШ, 2018. – 204 с.