1. Понятие, источники, субъекты международного морского права.
2. Правовой режим внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
3. Правовой режим открытого моря. Международный район морского дна.
Проблемные вопросы
1. С какими отраслями международного права тесно взаимодействует международное морское право?
2. Какие международные организации действуют в области международного морского права?
3. В чем особенности ответственности за совершение правонарушений в области международного морского права?
4. В чем специфика морского пространства по сравнению с воздушным и космическим пространствами?
5. Каким образом определяется государственная принадлежность судов в международном морском праве?
6. Имеют ли государства, не имеющие выхода к морю, право на свой флот? Как реализуется это право?
7. В чем заключаются особенности международно-правового статуса моряков?
Задания
1. Ознакомьтесь с положениями статей 91, 92, 94 Конвенции по морскому праву 1982 г.:
Статья 91. Национальность судов
1. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь.
Статья 92. Статус судов
1. Судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в настоящей Конвенции, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.
Статья 94. Обязанности государства флага
1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.
Что означает термин «реальная связь»? В чем она может выражаться? Что такое «удобные флаги», «дешевые флаги»? Почему государства их предоставляют? Несет ли государство «удобного флага» ответственность за действия своих судов?
2. В 1987 г. во время ирано-иракской войны правительство Кувейта попросило у США сопровождения для своих нефтяных танкеров. США согласились, но потребовали, чтобы эти танкеры ходили под американским флагом. На территории США была создана специальная компания, в распоряжение которой перешло 11 кувейтских танкеров. Эти суда таким образом приобрели американскую национальность. По техническим характеристикам эти суда не соответствовали американским стандартам. После исчезновения опасности эти суда снова перешли под юрисдикцию Кувейта.
Оцените данную ситуацию. Почему США настаивали на переводе судов под американский флаг? Насколько такая практика соответствует положениям Конвенции 1982 г.?
3. Может ли государство порта (например, Российская Федерация) осуществлять юрисдикцию в отношении следующих правонарушений, совершенных иностранными моряками:
– убийство гражданина прибрежного государства;
– убийство гражданина государства, под чьим флагом плавает судно;
– публичное пьянство;
– хранение героина;
– незаконная рыбная ловля.
4. Статья 19 Конвенции 1982 г. по морскому праву гласит:
1. Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с настоящей Конвенцией и другими нормами международного права.
2. Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:
a) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;
b) любые маневры или учения с оружием любого вида;
c) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
d) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
e) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
f) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
g) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
h) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;
i) любую рыболовную деятельность;
j) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
к) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
l) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.
В 1988 г. два американских военных корабля – «Йорктаун» и «Карон» вошли в советские территориальные воды в районе Крымского полуострова, вблизи Севастополя. Два советских военных корабля находились в это время вблизи данного места. От командиров советских кораблей поступило требование покинуть советские воды. Американцы на это требование не ответили. После этого советские корабли предприняли бомбардировку американских судов, в результате которой последние получили значительные повреждения и спешно покинули российские территориальные воды.
Впоследствии американское правительство выразило протест советскому правительству. Власти США ссылались на право мирного прохода; с другой стороны они признавали, что акция была предпринята с целью проверить, – соблюдает ли СССР это право, и что практической необходимости в проходе американских судов через советские территориальные воды не было.
Должен ли СССР нести международную ответственность? Как можно расценить действия США?
Нарушается ли право мирного прохода в следующих случаях.
Японское судно с туристами проходит на расстоянии 23 мили от Курильских островов, изредка останавливаясь для фотографирования наиболее живописных мест.
Американский военный корабль проходит в 10 милях от российского берега, направляясь на военные маневры.
Новозеландское судно, перевозящее наркотики, проходит в пяти милях от российского берега.
4. В январе 1961 г. капитан Гальвао, политический противник диктаторского режима Салазара в Португалии, вместе с сочувствующими захватил португальское судно «Саита-Мария», находящееся в Антильском море. Португалия посчитала, что речь идет об акте морского пиратства и попросила помощи других государств в пресечении этой акции. В интересах пассажиров США следили с близкого расстояния за маневрами судна, в конце концов «Санта-Мария» бросила якорь в Бразилии, где Гальвао и его люди получили политическое убежище. Судно было возвращено Португалии.
Подпадают ли действия Гальвао под определение пиратства? Как можно расценить поведение США и Бразилии?
5. Бригантина «Амброз Лайт» 24 апреля 1985 г. была замечена командиром корабля США «Альянс» в Карибском море, сначала под неизвестным флагом – красный крест на белом поле, — а затем поднявшей флаг Республики Колумбии. Бригантина была остановлена, и на ней оказалось 60 вооруженных солдат, одно орудие и большое количество вооружения. Она имела поручение от колумбийских повстанцев содействовать блокаде порта Картахена, предпринятой повстанцами. Капитан счел это судно пиратским и отправил его для применения наказания.
Подпадает ли данное судно под признаки пиратского судна, установленные современным международным правом?