• +375 29 589 42 24

1.3. Международные транспортные организации

Процесс функционирования международного транспорта несравнимо более сложен, нежели транспортный процесс в пределах территории одного государства. Это предопределяет и сложность правового регулирования транспортных отношений в международной сфере. Поэтому значительный объем работ по организации международных перевозок, а также по разработке текстов международных транспортных конвенций берут на себя международные организации, – как общей компетенции, так и создаваемые особо по различным видам транспорта.

Так, только в системе ООН организацией транспортного процесса в той или иной мере занимаются: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); Европейская конференция министров транспорта; Международная федерация экспедиторских организаций (ФИАТА); Международный союз общественного транспорта (МСОТ); Международный транспортный форум (МТФ); Совет совместного пользования контейнерами в международном сообщении (СПК); Международное объединение профсоюзов трудящихся транспорта (МОП) и др.

Вопросы развития и правового регулирования транспортного процесса входят в компетенцию международных интеграционных организаций – Европейского Союза, СНГ, ЕАЭС и др. Так, вопросы воздушных сообщений входят в компетенцию Межгосударственного авиационного комитета СНГ и Совета по авиации и использованию воздушного транспорта СНГ. А в рамках ЕАЭС работает ежегодное совещание министров транспорта государств – членов ЕАЭС. В Евразийской экономической комиссии функционирует Департамент транспорта и инфраструктуры, в составе которого отделы автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также отдел транспортной политики.

Кроме того, по отдельным видам транспорта создаются специализированные международные организации, как межправительственного уровня, так и неправительственные. Например, в области железнодорожного транспорта важную роль играют межправительственное Центральное бюро международных железнодорожных сообщений и неправительственный Международный комитет железнодорожного транспорта (обе организации располагаются в Берне). Организация сотрудничества железных дорог согласовывает планы и объемы грузовых и пассажирских перевозок, координирует взаимодействие железных дорог. Вопросы автомобильного транспорта разрешаются Международным союзом автомобильного транспорта (ИРУ, неправительственный); воздушного – Международной организацией гражданской авиации (ИКАО, межправительственная), Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА, неправительственная). По морскому транспорту создано наибольшее количество организаций различного уровня, наиболее крупными из которых являются Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО), неправительственные Балтийская и Международная морская конференция (БИМКО) и Международный морской комитет (ММК). Международный морской комитет учрежден специально для изучения правовых проблем торгового мореплавания.

Роль международных транспортных организаций в правовом регулировании международных сообщений трудно переоценить. Они осуществляют разработку текстов международных конвенций, посвященных вопросам деятельности тех или иных видов транспорта, участвуют в стандартизации и сертификации, дают квалифицированные консультации по самым разнообразным проблемам, возникающим в транспортном процессе. Республика Беларусь и белорусские субъекты хозяйствования не остаются в стороне, принимая самое непосредственное участие в целом ряде международных транспортных организаций, созданных по отдельным видам транспорта или имеющих общую компетенцию в транспортных отношениях.


Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.