• +375 29 589 42 24

1.2. Внешнеторговая политика и формы государственного регулирования ВЭД. Роль ВТО в формировании внешнеторговой политики государств.

Характер, направленность и эффективность внешнеэкономических связей государства и внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования во многом зависят от внешнеторговой политики.

Внешнеторговая политика – это комплекс мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры или направления товарных потоков.

Стратегической целью внешнеторговой политики является стимулирование позитивных внутренних экономических процессов.

Различают два возможных стратегических направления внешнеторговой политики:

– протекционизм;

– политика свободной торговли («фритредерство»).

Протекционистская политика направлена на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В основе нее лежит предположение, что свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран, а неограниченная конкуренция со стороны более сильных государств может привести к формированию неэффективной для данной страны экономической структуры. Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары; стремлением к замещению импорта отечественной продукцией; введением запретов и ограничений на внешнеторговые и сопутствующие им операции.

Свободная торговля – это политика, при которой государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя роль основного регулятора рынку.

В чистом виде протекционизм и свободная торговля практически не встречаются. Но для различных стадий исторического развития общества характерно тяготение к различным системам внешнеторговой политики.

В современной мировой экономике наблюдается общая тенденция к либерализации внешнеторгового обмена, т.е. к постепенному переходу к политике свободной торговли. Данная тенденция связывается, прежде всего, с деятельностью Всемирной торговой организации (ВТО).


ВТО является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действует с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы представляют собой правовой базис современной международной торговли. В настоящее время членами ВТО являются 153 государства; еще 27 государств (в том числе Беларусь) имеют в ней статус наблюдателя. Документами ВТО регулируется 97% объема мировой торговли.


Соглашение об учреждении ВТО (1994 г.) предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений, включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, и имеет в сравнении с ГАТТ значительно более широкие полномочия. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.


С момента создания ГАТТ (1947 г.) обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров. К настоящему времени проведено 8 раундов многосторонних торговых переговоров, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО декларируется как дальнейшая либерализация мировой торговли и обеспечение справедливых условий конкуренции.


Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

– взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;

– взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

– регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

– отказ от использования количественных и иных ограничений;

– транспарентность торговой политики;

– разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.


Важнейшими функциями ВТО выступают контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.


Членство в ВТО может дать стране ряд преимуществ, прежде всего – получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики. Механизм ВТО по разрешению споров способен эффективно обеспечивать защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами. Кроме того, член ВТО имеет гораздо более широкие возможности в реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах при выработке правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения». Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний договор (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется мировая торговля товарами и услугами.


Пакет соглашений восьмого, Уругвайского, раунда объединяет в совокупности более 50 многосторонних торговых соглашений и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему торговые соглашения.


Вступление в ВТО требует от страны-кандидата имплементации в национальное законодательство и, тем самым, выполнения ряда системных правил, обязательных для всех стран – членов организации. На данный момент рассмотрение вопросов о соответствии национального законодательства Беларуси системным правилам ВТО является предметом многосторонних заседаний Рабочей группы ВТО по присоединению Республики Беларусь. Таким образом, целесообразность вступления Республики Беларусь в ВТО не подвергается сомнению; вопрос состоит в максимальном обеспечении национальных экономических интересов Беларуси в данном процессе, а также в выполнении ряда требований, предъявляемых членам ВТО.

Следует отметить, что такие торговые партнеры Беларуси на постсоветском пространстве как Российская Федерация, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан также не являются в настоящее время членами ВТО, однако тоже ведут переговоры о вступлении в эту авторитетную международную организацию.



Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.
К ОГЛАВЛЕНИЮ