• +375 29 589 42 24

1.2. Виды международных транспортных сообщений

Особенностью международных транспортных отношений в сравнении с внутригосударственными является наличие в них так называемого иностранного элемента, который в транспортном процессе проявляется, как правило, в том, что перевозка выполняется за границу. Таким образом, как подчеркивается в специальной литературе, иностранный элемент присущ самому процессу перемещения. Иными словами, международными будут признаны такие транспортные отношения, в которых и все участники, и транспортное средство принадлежат к одному государству, однако процесс перевозки включает в себя перемещение по территории более чем одной страны. В то же время международными не являются такие перевозки, в которых транспортный процесс ограничен территориальными пределами одного государства, несмотря на то, что один из его участников (грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, пассажир) является иностранцем. Такие ситуации не затрагивают проблем международного транспорта, поэтому не считаются международными перевозками и не включаются в предмет международного транспортного права.

Действующие в настоящее время международные соглашения различают следующие виды международных сообщений:

- перевозки отдельными видами транспорта и смешанные;

- перевозки грузов и пассажиров (для железнодорожного транспорта выделяют еще перевозки грузобагажа и товаробагажа);

- перевозки в регулярном (линейном) и нерегулярном сообщении;

- перевозки бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные);

- перевозки соседские, транзитные и сквозные (круговые, кольцевые);

- перевозки прямого сообщения, непрямого сообщения, перевозки последовательным перевозчиком и перевозки с переотправкой.

Классификация международных перевозок имеет практический смысл, поскольку различные виды сообщений имеют разные правовые режимы.

Рассмотрим подробнее названные виды.

Деление перевозок на регулярные и нерегулярные предполагает, что различаются перевозки, выполняемые согласно опубликованным условиям договора, по установленному тарифу и расписанию, по определенному маршруту с указанием мест посадки (погрузки), высадки (разгрузки) и остановок – регулярные перевозки, – а также нерегулярные перевозки, не подпадающие под указанные критерии. Таким образом, главными признаками регулярного международного сообщения в отличие от нерегулярного являются, во-первых, определенная периодичность сообщений, закрепленная в расписании движения, и, во-вторых, наличие заранее установленных условий, предусматриваемых в правилах перевозок, тарифах и других документах.

Бесперегрузочные (беспересадочные) международные сообщения, сообразно наименованию, осуществляются на одном транспортном средстве без дополнительных фактических и юридических действий, связанных с перегрузкой или пересадкой. В юридическом отношении перегрузочное (пересадочное) сообщение предполагает разрешение специфических правовых вопросов, связанных с ответственностью перевозчика за сохранность грузов в процессе перегрузки, а также оформлением досылочных документов, исчислением сроков доставки, претензионных сроков и исковой давности. В постсоветских государствах вопросы организации перегрузочного международного сообщения остаются актуальными для железнодорожного транспорта в связи с разницей в ширине железнодорожной колеи, хотя в последнее время проблема чаще всего решается не перегрузкой, а перестановкой вагонов на специальные тележки либо автоматического изменения ширины колеи. Кроме того, перегрузочные (пересадочные) сообщения имеют место на воздушном, морском и других видах международного транспорта.

Соседские, транзитные и сквозные перевозки различаются в зависимости о того, завершается ли перевозка на территории соседнего государства. Соседское сообщение – наиболее типичный и простой вид международных перевозок. Под ним понимаются международные перевозки, осуществляемые между граничащими государствами и завершающиеся на территории государства-соседа. Если же перевозка осуществляется через территорию одного или нескольких государств с назначением в третьи страны, то она именуется транзитной.

В связи с международными транзитными перевозками возникает ряд специфических правовых проблем. В частности, необходимо определить право государства на транзит через суверенную территорию другого государства. Кроме того, при транзитных перевозках обязательно учитывается специфика правил технической и коммерческой эксплуатации транспорта, действующих в странах следования груза. Наконец, для транзитного сообщения часто вводятся специальные тарифы.

Сквозным сообщением называются такие международные перевозки, которые осуществляются между пунктами отправления и назначения одного государства, однако маршрут перевозки проходит через территорию другого государства, например, автомобильная перевозка из Смоленска в Калининград через территорию прибалтийских государств. Сквозные перевозки являются особой разновидностью транзита, поэтому в некоторых международных соглашениях и в литературе они иногда именуются транзитными. В соглашениях о международных автомобильных перевозках используется также термин «круговое» или «кольцевое» сообщение, однако термин «сквозные» перевозки является наиболее распространенным применительно к рассматриваемой разновидности транзита.

Прямые и непрямые международные сообщения дифференцируются в зависимости от того, оформляется ли договор перевозки единым комплектом перевозочных документов для всего маршрута (прямое сообщение), или же перевозка осуществляется по нескольким договорам, оформляемым применительно к каждому государству, через территорию которого проходит маршрут, по внутренним правилам данного государства. Разумеется, более предпочтительным в техническом и правовом отношении является прямое сообщение, однако, в конечном счете, все зависит от наличия соответствующих международных соглашений между заинтересованными государствами.

Промежуточной формой между прямым и непрямым международным сообщением является перевозка, осуществляемая последовательными перевозчиками. Она осуществляется на единых условиях с определенной общностью ответственности соперевозчиков, что сближает данный вид перевозки с прямым сообщением, однако в данном случае заключается несколько договоров перевозки. Единый режим последовательной перевозки предусматривается, в частности, Варшавской конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (ст.1 и 30); Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. (ст.34-35); Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и некоторыми другими документами.

Если международная перевозка осуществляется по территориям государств, не участвующих в соответствующих международных соглашениях, то в конечном пункте, находящемся на географической территории международного соглашения может быть оформлена переотправка, т.е. новый перевозочный договор, который может быть оформлен грузовладельцем, экспедитором или даже станцией первоначального назначения груза без непосредственного участия грузоотправителя. Переотправка позволяет эффективно исполнять договор международной перевозки там, где неприменимы нормы международных договоров, регулирующих перевозку на остальной части маршрута.

Толочко, О.Н. Международное транспортное право : краткий курс лекций / О.Н.Толочко. – Минск : БИП-Институт правоведения, 2017. – 179 с.