• +375 29 589 42 24

1.1. Международное сотрудничество и общие принципы охраны интеллектуальной собственности

В современных условиях культурный и научно-технический прогресс невозможен без международного сотрудничества. Развитие науки, литературы, искусства, техники и технологий происходит в масштабе всей человеческой цивилизации, а не в территориальных пределах отдельно взятого государства. Международное сотрудничество позволяет человечеству пользоваться результатами творческой деятельности и концентрировать усилия на решении новых интеллектуальных задач. Эффективный творческий процесс, а также справедливое пользование его результатами возможно только при надлежащем правовом обеспечении.

Результаты творческой деятельности приобретают все большее значение для экономического и культурного развития. Удельный вес интеллектуальных продуктов во внутреннем и внешнем торговом обороте стремительно увеличивается. Практически любой товар, любая услуга в качестве своих составляющих имеют результаты интеллектуальной деятельности. Нет никаких сомнений в том, что значение нематериальной, творческой составляющей в экономическом развитии будет и дальше возрастать.

Очевидно, что плоды интеллектуального, творческого труда работают на благо общества только тогда, когда в данном государстве, обществе создана эффективная система защиты прав на такого рода продукты и, соответственно, система справедливого с точки зрения интересов автора и общества их использования. На национальном уровне данная задача решается путем принятия специальных законов об авторских и смежных правах, о патентах на изобретения, полезные модели и т.д. Международное использование продуктов творческого труда регулируется соответствующими конвенциями и иными международными соглашениями. Отсутствие международного регулирования оборота результатов творческой деятельности неизбежно приводит к нарушению интересов создателей интеллектуального продукта, присвоению чужих идей и творческих решений.

Интеграция Республики Беларусь в международное экономическое и культурное пространство ставит задачу усиления защиты интеллектуальной собственности на всех уровнях – национальном, международном, межгосударственном региональном. Никакое международное сотрудничество в области культуры, науки, обороны, компьютерных технологий, медицины немыслимо без четкой регламентации правил регистрации, использования и охраны интеллектуальной собственности.

Для обозначения предмета правового регулирования в данной сфере было введено понятие интеллектуальной собственности. Впервые оно было закреплено Стокгольмской конвенцией, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г., статья 2 которой провозгласила: «Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».

Таким образом, интеллектуальная собственность в самом общем виде есть совокупность закрепленных законом прав на результаты интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях.

Понятие «интеллектуальной собственности» отличается от юридической категории вещной собственности. В вещно-правовом смысле собственность – это право, включающее в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению материальными вещами, защита которого осуществляется виндикационными или негаторными исками.

Однако порождения человеческого разума, в отличие от материальных объектов, не могут быть ограждены от использования третьими лицами в лишь силу того факта, что кто-то «владеет» ими. После того как продукт, созданный человеческим интеллектом, становится достоянием общества, его создатель не может больше осуществлять контроль над его использованием. Именно этот факт – неспособность контролировать результат интеллектуальной или творческой деятельности в силу реального обладания им – является краеугольным камнем всего права интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность определяется как «исключительные права» гражданина (юридического лица) на результаты его творческой деятельности. Суть этих прав состоит в том, что их использование третьими лицами осуществляется только с согласияобладателя исключительных прав. То есть фактически предметом защиты является право давать или не давать согласие на использование результата творческой деятельности.

Законодательство об интеллектуальной собственности имеет своими целями, во-первых, урегулировать баланс интересов между правами творцов на их произведения и правами общества на доступ к этим произведениям. Во-вторых, это законодательство призвано поощрять творчество и содействовать свободной и эффективной торговле объектами интеллектуальной собственности в интересах экономического и социального прогресса.

Правовая охрана интеллектуальной собственности имеет богатую историю. Первые попытки юридической защиты авторского права исследователи связывают с развитием книгопечатания. Поскольку процесс изготовления копий литературных произведений значительно упростился, цена на книги снизилась, и они стали более доступными: теперь книга могла быть напечатана большим тиражом, распространена среди широкой аудитории и становилась товаром, приносящим стабильный доход.

Первыми, кто поставил вопрос о правовой защите литературных произведений, были книгоиздатели. Они инвестировали значительные суммы в покупку бумаги, в печатные машины, в наем рабочей силы, покупку рукописи автора и т.д., однако не были защищены от конкурентов, которые перепечатывали уже выпущенные в свет книги и могли продавать их по более низкой цене. Книгоиздатели обращались к властям с требованием обеспечить охрану своих законных интересов. И такая охрана появилась – первоначально в форме «привилегий», выдаваемых монархами, церковными иерархами или муниципалитетами.

Считается, что первая известная привилегия была выдана в 1491 г. в Венеции богослову и правоведу Петру Ровенскому. В ней, в частности, указывалось: «…Чтобы никто не смел в городе Венеции и во всех подвластных нам владениях печатать и продавать напечатанные экземпляры указанного произведения, названного Phoenix, под страхом конфискации этих экземпляров и выплаты 25 ливров за каждый из них».

Позднее система привилегий книгоиздателям трансформировалась в законодательство, имевшее черты современного авторского права. Первым таким законом стал британский Статут королевы Анны 1709 г. «О поощрении образования путем закрепления за авторами или приобретателями копий печатных книг прав на последние на время, устанавливаемое отныне». Надо сказать, что «копирование» (тиражирование) как первоначальный предмет регулирования наложило отпечаток на всю англосаксонскую систему авторского права, что отразилось даже в его наименовании «copyright» – право на изготовление копий.

Что касается правовой охраны интеллектуальных продуктов в научно-технической сфере, то ее основная идея состоит в следующем. Для поощрения технических усовершенствований и содействия появлению изобретений, новых технологий и др. любое лицо, разработавшее изделие, способ, вещество, – может после раскрытия деталей патентному ведомству своей или иной страны получить определенный набор исключительных прав на определенный период времени. По истечении этого времени данный объект переходит в общегражданский оборот, т.е. может использоваться любым лицом без ограничений и необходимости получения какого бы то ни было согласия со стороны разработчиков.

Слово «патент» происходит от латинского «Litterae Patentes», что означает в буквальном переводе «открытая грамота». В средние века патенты выдавались властями и удостоверяли право на монопольное производство и продажу определенного товара, услуг или изобретений. Патент скреплялся печатью так, что грамоту можно было развернуть, не разрушая печать, и продемонстрировать ее содержание. Этим «Litterae Patentes» отличались от грамот, запечатанных в буквальном смысле. В той или иной форме образ этой печати сохранился на патентах многих стран.

Первый патентный закон был принят в Венецианской республике в 1474 г. Патент выдавался дожем по рекомендации Совета. Интересно, что в 1594 г. Галилео Галилей получил венецианский патент на «средство для перекачивания воды». А первый патент на изобретение был выдан во Флоренции в 1421 г.

Одним из первых патентных законов считается Статут о монополиях, принятый английским парламентом в 1623 г. при короле Якове Стюарте, которым провозглашалось исключительное и независимое от воли короля право каждого, кто создаст и применит техническое новшество, монопольно пользоваться в течение 14 лет выгодами и преимуществами, доставляемыми таким новшеством.

Следует различать объективный и субъективный смысл понятия «право интеллектуальной собственности». В объективном смысле данное понятие означает совокупность правовых норм, регулирующих отношения в связи с защитой и гражданским оборотом результатов творческого труда. В субъективном смысле оно означает исключительное право автора охраняемого произведения на его использование, отчуждение, выдачу разрешений на использование произведения другими лицами и т.д. Иными словами, есть «авторское право» как совокупность норм, и «права автора» как охраняемые данными нормами правомерные притязания лица, создавшего произведение. Соответственно есть «патентное право» как подотрасль права интеллектуальной собственности, и «права патентообладателя» на использование патента.

Современная система международной охраны интеллектуальной собственности базируется на принципах территориальности, срочности и национального режима предоставления исключительных прав.

Правовая защита результатов творческой деятельности изначально сформирована как территориальная, т.е. предполагающая предоставление исключительных прав строго в пределах территории того государства, закон которого дает такую защиту. Первоначально получение правовой охраны на территории другого государства означало в большинстве случаев отказ от предоставления такой охраны на родине. Впоследствии было признано право автора получать защиту в любой стране, где он считает это целесообразным.

В настоящее время принцип территориальности в системе защиты интеллектуальной собственности сохраняется. Авторские права защищаются исключительно по законодательству страны, где испрашивается такая защита, и лишь в том случае, если данный продукт интеллектуальной или творческой деятельности подпадает под национальный правовой режим охраняемых произведений. Принцип территориальности в правовой защите литературных, художественных и научных произведений проявляется несколько иначе, нежели в патентном праве, охраняющем изобретения, полезные модели, технологии и т.п., однако он присутствует во всех сферах охраны интеллектуальной собственности. В самом общем виде этот принцип означает в настоящее время, что результат творческой деятельности a priori получает правовую охрану в государстве, в котором он создан или зарегистрирован. Для получения правовой охраны вне пределов данного государства обычно требуются дополнительные условия (наличие международного договора, предоставляющего такую охрану, получение специального международного патента, охраняемого в указанных в нем государствах, или получение национальных патентов за рубежом и др.).

Правовая охрана интеллектуальной собственности носит срочный характер, т.е. предоставляется на определенный срок, по истечении которого данный продукт поступает в свободный гражданский оборот и может быть использован любым заинтересованным лицом без каких-либо ограничений. Срок охраны зависит от характера охраняемого объекта – литературное или художественное произведение, изобретение, товарный знак, промышленный образец и т.д. Наиболее длительный период охраняются произведения литературы и искусства – по действующему законодательству они охраняются в течение жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. Наименьшие сроки предусмотрены для охраны полезных моделей и промышленных образцов – обычно 5, 10 или 15 лет.

В сфере интеллектуальной собственности действует также принцип национального режима, что означает, с одной стороны, уравнивание в правах на охрану результатов творческой деятельности собственных граждан и иностранцев, а с другой стороны – неприменение к данным отношениям иностранного права. Защита права на объект интеллектуальной собственности, испрашиваемая в суде или ином компетентном органе определенного государства, предоставляется по праву этого государства либо не предоставляется вообще.

В последнее время в юридической науке обсуждается вопрос о возможности применения иностранного права при разрешении споров, связанных с исключительными правами и, соответственно, коллизионные правила на этот счет. Однако пока международные соглашения и внутреннее право большинства государств основывается на принципе национального режима и неприменимости иностранного права в вопросах предоставления охраны прав авторов и патентообладателей.


Толочко, О.Н. Международная охрана интеллектуальной собственности: учебное пособие. – Минск : РИВШ, 2018. – 204 с.