• +375 29 589 42 24

10.4. Международные споры

В современный период глобализации мировой экономики и активного развития международных экономических отношений особое значение приобретает проблема разрешения международных экономических споров. В условиях все большей интеграции экономик государств, усиления международных экономических связей любой экономический спор может привести, при определенных условиях, к дестабилизации всей мировой экономической системы. В последние несколько десятилетий многократно увеличилось количество экономических споров между государствами, в связи с чем возникла потребность в существовании как постоянно действующих, так и создаваемых ad hoc международных судебных учреждений.

Органы по разрешению международных экономических споров, как правило, существуют в рамках международных экономических организаций.

Эффективность разрешения конкретного международного экономического спора зависит от двух факторов: это, во-первых, наличие авторитета и международного влияния у организации, в рамках которой разрешается спор, и во-вторых, специфика механизма, применяемого для разрешения такого спора.

При разрешении международных экономических споров международные организации экономической компетенции используют весь комплекс средств мирного разрешения международных споров, удачно сочетая такие средства. Переговоры, добрые услуги, посредничество, консультации, судебные процедуры используются в международных организациях в комплексе, что позволяет в каждой конкретной ситуации выбрать то средство или совокупность средств, которое в большей степени подходит для преодоления разногласий.

Немаловажную роль в повышении роли международных организаций в процессе мирного урегулирования экономических споров играет и тот факт, что в последнее время существенно возрос как авторитет целого ряда международных экономических организаций, так и доверие к ним со стороны государств.

Рассмотрим важнейшие механизмы разрешения международных экономических споров, используемые международными экономическими организациями.

Наиболее активно обсуждаемым в науке международного права является механизм разрешения международных споров, функционирующий в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). При создании указанного механизма за основу был взят механизм разрешения споров, существовавший в предшествующем Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ).

В рамках ВТО создана следующая единая для всех многосторонних соглашений ВТО система разрешения споров.

Первый этап урегулирования споров – это межправительственные консультации, которые начинаются по инициативе стороны, считающей, что её права, интересы затронуты по любому из соглашений ВТО. Если по истечении 60 дней спор не урегулирован, любая сторона может просить о создании специальной группы экспертов.

Группа экспертов (обычно из 3 человек) формируется в личном качестве из высококвалифицированных специалистов в предмете спора. Она рассматривает представления и аргументацию сторон, выясняет применимость к предмету спора положений соответствующего соглашения, готовит доклад с выводами, решением и рекомендациями и не позднее чем в 6-месячный срок представляет его Органу по разрешению споров (ОPC). Если сторона-участница ВТО не выполнит рекомендацию группы экспертов, то в отношении неё другой стороной спора может быть применена приостановка действия согласованных тарифных уступок, истребовано возмещение причиненного ущерба и т.п. Пути решения спора и ответственности виновной стороны на основании вынесенных рекомендаций могут быть следующими:

– признать рекомендации, принять меры для ликвидации нарушения;

– выплатить компенсацию или предложить компенсацию;

– запросить у ОРС полномочий и осуществить контрмеры путем, в частности, приостановки согласованных таможенных уступок (в результате этого увеличивается ставка тарифа на товар или товары, ввозимые из страны-нарушительницы, или принимаются эквивалентные меры, если речь идет о сфере услуг).

Орган по разрешению споров (ОРС) в течение 60 дней автоматически принимает доклад группы экспертов. Функции ОРС выполняет Генеральный Совет ВТО, специально собираясь для рассмотрения споров. ОРС обладает большими правами по контролю (наблюдению) за исполнением рекомендаций группы экспертов. Решение, рекомендации группы экспертов могут быть обжалованы любой стороной спора в Органе по апелляциям ВТО. Спор считается решенным только после того, как отклонение от правил или их нарушение устранено.

Орган по апелляциям ВТО создается решением ОРС в составе 7 человек, действующих в личном качестве. Задача Органа – дать правовую оценку решению, рекомендациям группы экспертов с точки зрения их правомерности, соответствия прецедентам и правилам ВТО. Решение Органа по апелляциям передается в ОРС.

Указанный механизм разрешения споров в рамках ВТО эффективно работает только в том случае, если соответствующие системы передачи информации отработаны на национальном уровне. Практическая задача создания национальных правил и процедур по выявлению нарушений и передаче информации об этом стоит перед многими странами-членами ВТО.

В последнее время основными нарушителями права ВТО (и соответственно ответчиками) выступают развитые государства. Они же чаще являются истцами. В то же время более чем в 20% случаев истцами выступают и развивающиеся страны. Столь высокая степень доверия не только развитых, но и развивающихся стран к процедурам разрешения споров ВТО является лучшим подтверждением эффективности указанных процедур.

Механизмы разрешения споров, действующие в рамках Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), в значительной мере сходны, однако имеют и некоторые отличия.

В случае возникновения спора между государством и МВФ, равно как и МБРР, такой спор должен быть рассмотрен арбитражем, созданным ad hoc, согласно правилам, установленным п. с ст. 29 статей соглашения МВФ либо п. с ст. 9 статей соглашения МБРР соответственно.

Процедура, аналогичная рассмотренным, закреплена в статье 8 Статей соглашения Международной финансовой корпорации и ст. 56 Конвенции об учреждении Международного агентства по гарантиям инвестиций.

Процедуры разрешения споров, предусмотренные уставом Организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), интересны тем, что у сторон в споре есть как минимум четыре варианта поведения. Так, не сумев разрешить спор путем переговоров, стороны могут передать его:

1) на рассмотрение Совета;

2) в Международный суд;

3) в Арбитражный суд;

4) в примирительную комиссию.

Порядок работы Арбитражного суда и примирительной комиссии дополнительно регламентированы в приложении 3 к уставу ЮНИДО. Указанным приложением предусмотрено, что в течение трех месяцев после завершения рассмотрения спора Советом либо если Совет не завершит рассмотрение спора в течение 18 месяцев, генеральный директор ЮНИДО может быть уведомлен о намерении передать спор в Арбитражный суд либо в примирительную комиссию. Причем для того, чтобы передать спор в арбитраж, необходимо волеизъявление всех сторон в споре. Указанные органы самостоятельно устанавливают правила процедуры. Решение арбитража является обязательным для сторон.

В литературе отмечается, что многообразие форм разрешения споров в рамках ЮНИДО, ограничение срока рассмотрения спора в Совете и некоторые другие особенности процедуры, к сожалению, дают возможность стороне, нарушившей свои обязательства, возможность избежать негативных последствий такого нарушения, приняв меры для затягивания рассмотрения спора в Совете, а после – отказываясь от создания арбитража. Потерпевшая сторона при этом имеет возможность самостоятельно инициировать только создание примирительной комиссии, что автоматически сделает акт, вынесенный по результатам рассмотрения спора (комиссия принимает доклады), рекомендательным.

В региональных международных экономических организациях используются механизмы разрешения международных экономических споров, которые незначительно отличаются от механизмов, используемых в универсальных и межрегиональных организациях.

В ст. 58 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития от 29.05.1990 г. указано, что любой вопрос толкования или применения положений Соглашения передается на рассмотрение Совета директоров. После принятия решения любой член организации может потребовать рассмотрения вопроса Советом управляющих. Таким образом, процедура идентична используемой в МВФ. Ст. 59 Соглашения закрепляет следующий механизм разрешения споров между банком и членом, утратившим статус члена, а также между членом и банком после принятия решения о прекращении деятельности банка, в таких случаях создается арбитраж ad hoc.

В большинстве международных экономических организаций с компетенцией в кредитной, валютной и финансовой сфере отсутствуют специализированные судебные органы по разрешению международных экономических споров, что негативно сказывается на эффективности рассмотрения споров в таких организациях. Для объективного, оперативного и независимого рассмотрения споров в финансовой, кредитной и валютной сферах специалисты предлагают создать в системе Мирового банка специальный орган по рассмотрению таких споров с обязательной юрисдикцией и функциями контроля за исполнением принятых решений.

Тем не менее, несмотря на некоторые недостатки существующих механизмов, разрешение международных экономических споров в рамках международных экономических организаций является одной из наиболее перспективных форм разрешения таких споров.

В рамках СНГ межгосударственные споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, подсудны Экономическому суду СНГ. Он может также разрешать споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Формально Суд был создан как «Хозяйственный суд Содружества» на основании ст. 5 Соглашения о мерах по обеспечению расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ от 15.05.1992 г.

Впоследствии название Суда было пересмотрено. Соглашение о статусе Экономического суда и Положение об Экономическом суде подписаны 06.07.1992 г.

Фактически Суд появился в 1994 году, тогда же был принят Регламент и вынесено первое решение. Экономический суд СНГ принимает решения, исполнение которых обеспечивается соответствующим государством.

Суд компетентен также давать толкование соглашений, решений органов СНГ, актов законодательства бывшего СССР в период их применения в связи с конкретными делами и по запросам национальных высших органов власти и управления, национальных высших органов, разрешающих экономические споры, институтов СНГ. Кроме того, в настоящее время Экономический суд СНГ выполняет функции Суда Евразийского экономического сообщества. Всего за период существования Судом было рассмотрено около 30 дел и вопросов.


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.

К ОГЛАВЛЕНИЮ