В соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин вправе подать в хозяйственный суд заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного управления или самоуправления, если этот акт не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы субъекта хозяйствования. Он также может обжаловать действия или бездействие государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица, если это нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической (внешнеэкономической) деятельности.
Порядок обращения с соответствующими заявлениями и порядок рассмотрения таких дел регламентируется главой 25 ХПК Республики Беларусь «Производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц».
В заявлениях об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий или бездействия должностных лиц, кроме обычно предъявляемых к заявлениям в суд требований, должны указываться:
– в отношении оспариваемого акта – наименование издавшего акт органа или должностного лица и дату его издания; указание, какие права и законные интересы нарушаются этим актом, какому нормативному правовому акту противоречит обжалуемый акт;
– в отношении обжалуемых действий (бездействия) органа, должностного лица – наименование органа, фамилию, имя и отчество должностного лица, совершивших обжалуемые действия или допустивших бездействие; указание, какие права и законные интересы нарушаются этими действиями (бездействием), требования каких нормативных правовых актов нарушены этими действиями (бездействием).
Следует подчеркнуть, что бремя доказывания по данной категории дел лежит на государственном органе или должностном лице, акт которого обжалуется. В ходе рассмотрения заявления о признании ненормативного правового акта противоречащим законодательству государственный орган, орган местного управления и самоуправления или должностное лицо обязаны доказывать соответствие этого акта законодательству и наличие у них надлежащих полномочий на издание оспариваемого ненормативного правового акта.
Обязанность доказывания законности действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица возлагается на государственный орган, орган местного управления и самоуправления или должностное лицо, совершившие действия (допустившие бездействие), которые обжалуются.
Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт или обжалуемые действия (бездействие) государственного органа или должностного лица не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, хозяйственный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным или о признании действий (бездействия) государственного органа или должностного лица незаконными.
Таким образом, хозяйственный суд, признав заявление обоснованным, выносит решение об обязанности соответствующего государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решение хозяйственного суда направляется руководителю соответствующего государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностному лицу, либо в вышестоящий государственный орган или должностному лицу для устранения допущенных нарушений законодательства.
Об исполнении решения хозяйственного суда должно быть сообщено в хозяйственный суд и заявителю в срок не более одного месяца со дня получения решения.