• +375 29 589 42 24

10.2. Порядок разрешения гражданских внешнеэкономических споров в суде и арбитраже

Споры, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности – физическими и юридическими лицами – разрешаются одним из двух следующих способов:

судебное производство (как правило, в хозяйственном суде Республики Беларусь или в соответствующем суде иностранного государства);

третейское (арбитражное) производство в постоянно действующем международном арбитражном суде Республики Беларусь либо иностранного государства; производство в специально создаваемом для данного спора арбитраже.

Любой спор правового характера, возникающий между субъектами хозяйствования в сфере ВЭД, может быть разрешен в суде. В Республике Беларусь дела по внешнеэкономическим спорам рассматриваютхозяйственные суды, в Российской Федерации – арбитражные суды и т.д. Подсудность внешнеэкономического спора суду того или иного государства определяется международными соглашениями, а также процессуальным законодательством соответствующих государств. За некоторыми исключениями, дела по спорам внешнеэкономического характера рассматриваются судом по месту нахождения предприятия-ответчика.

Хозяйственному суду Республики Беларусь подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в которых сторонами выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы, административно-территориальные единицы Республики Беларусь. Процедура разрешения дела регулируется Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Хозяйственный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием иностранных юридических лиц и иных организаций, предприятий с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь или соглашением сторон.

Судебное производство инициируется заинтересованным лицом в форме искового заявления. Исковое заявление, подписанное истцом или его представителем, подается в хозяйственный суд в письменной форме с копиями по числу ответчиков.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

2) имя (наименование) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;

3) цена иска, если иск подлежит оценке;

4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

6) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

7) требования истца со ссылкой на акты законодательства Республики Беларусь, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;

8) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров или договором;

9) иные данные, вытекающие из требований актов законодательства, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления;

10) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

В исковом заявлении указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора.

В исковом заявлении могут указываться ходатайства об обеспечении иска, о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора.

К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:

1) уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере;

2) соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законодательными актами или договором;

3) обстоятельства, на которых основываются исковые требования.

После принятия искового заявления к производству суд проводит подготовку дела к судебному разбирательству, в ходе которой устанавливается содержание правоотношений сторон, определяется законодательство, которым следует руководствоваться при судебном разбирательстве, и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Суд также решает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса, и обеспечивает представление необходимых доказательств.

Согласно статье 175 ХПК Республики Беларусь, дело должно быть рассмотрено судом в срок не более 1 месяца со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству, а дело с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, – не более 7 месяцев, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела срок рассмотрения дела может быть продлен до 2 месяцев, а дела с участием иностранных лиц, расположенных за пределами Республики Беларусь, – до одного года.

Выслушав требования и возражения сторон, исследовав представленные доказательства и осуществив все необходимые процессуальные действия, суд выносит решение, которое в установленном порядке доводится до сведения сторон. Решение хозяйственного суда вступает в силу по истечении 15 дней со дня его принятия, если в течение этого срока не подана апелляционная жалоба. Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его объявления.

До вступления решения в законную силу несогласная с решением сторона может обжаловать его в порядке апелляции. В этом случае апелляционная инстанция рассматривает дело в целом в том же порядке, что и суд первой инстанции; некоторые особенности апелляционного производства в сравнении с производством в суде первой инстанции определяются ХПК Республики Беларусь.

Вступившее в силу решение хозяйственного суда может быть обжаловано в кассационном, а также в надзорном порядке. Процедура кассационного и надзорного производства определяется нормами Хозяйственного процессуального кодекса.

Вступившее в силу решение хозяйственного суда может быть исполнено принудительно в порядке, предусмотренном разделом IV ХПК Республики Беларусь «Исполнительное производство».

Наряду с судебной формой защиты, осуществляемой судами общей юрисдикции и хозяйственными судами, законодательство предусматривает возможность защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов участников внешнеэкономической деятельности в третейских судах. При этом право выбора конкретной формы защиты права принадлежит самим заинтересованным лицам.

Третейский суд – это суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско-правового спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого суда. Избранные судьи (арбитры) не обязательно должны быть профессиональными юристами.

Третейское (арбитражное) разбирательство дела обладает некоторыми преимуществами по сравнению судебным разрешением спора:

– быстрота и экономичность рассмотрения дела;

– возможность создания специализированного третейского суда;

– существование фактора «повышенного доверия» как к судьям, так и к постановленному ими решению;

– конфиденциальность;

– возможность сторонам самим определить сроки, место и время разрешения спора.

Недостатком арбитражной процедуры является невозможность обжаловать постановленное третейским судом решение.

Различаются:

– постоянно действующий арбитражный суд (к числу постоянно действующих арбитражных учреждений относятся Международный арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Белорусской торгово-промышленной палате, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, аналогичные учреждения при торгово-промышленных палатах других государств);

– специально создаваемый для рассмотрения конкретного спора третейский суд – так называемый арбитраж adhoc.

В настоящее время практически в каждой стране функционируют постоянно действующие арбитражные учреждения. В Беларуси это Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате и Морская арбитражная комиссия при БелТПП. В Российской Федерации – Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ. Хорошо известны за пределами своих стран Лондонский международный третейский суд, Арбитражный институт торговой палаты г. Стокгольма, Американская арбитражная ассоциация, а также Международный арбитражный суд Международной торговой палаты.

Республика Беларусь является участницей Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. и Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражный решений 1968 г. Кроме того, третейские суды создаются и действуют на основе Положения о третейском суде, входящего в состав ГПК в виде Приложения № 3, а также глав 28 и 29 ХПК Республики Беларусь. В 1999 г. принят Закон Республики Беларусь о международном арбитражном (третейском) суде.

Основанием компетенции любого арбитражного (третейского) суда является соглашение сторон, заключенное в письменной форме. По обращению заинтересованной стороны арбитраж может провести как согласительную процедуру, так и производство по разрешению спора. В первом случае стороны при содействии мировых посредников стремятся достичь мирового соглашения. Если это не удается, либо стороны не желают проводить согласительную процедуру, арбитраж в установленном регламентом порядке рассматривает иск и выносит решение по делу.

Состав третейского суда образуется по выбору сторон из одного либо нескольких судей. В последнем случае от каждой стороны выбирается по одинаковому количеству судей и один судья избирается от обеих сторон. Для избрания лица в состав суда требуется его согласие. В качестве третейского судьи может быть избран любой совершеннолетний дееспособный гражданин. Членами третейского суда не могут быть лица, не достигшие совершеннолетия; состоящие под опекой или попечительством; лишенные по приговору суда права занимать должности в органах суда и прокуратуры или заниматься адвокатской деятельностью (в течение срока, указанного в приговоре); привлеченные к уголовной ответственности.

Решение третейского суда постановляется большинством голосов, излагается письменно и подписывается всеми судьями. Судья, оказавшийся в меньшинстве, вправе отказаться от подписи или изложить свое особое мнение, и об этом делается отметка в решении. В решении обязательно должно быть указано время и место его вынесения, состав суда; третейская запись, на основании которой суд рассматривал дело; наименование всех участников спора; предмет спора; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам; постановление суда.

Решение арбитражного суда по юридической силе приравнивается к решению суда государственной юрисдикции и исполняется в том же порядке, что и решения государственных судов.


Толочко, О.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / О.Н. Толочко. – Минск: Издательство Амалфея, 2012. – 232 с.

К ОГЛАВЛЕНИЮ