Поскольку международное гуманитарное право является подотраслью международного публичного права, система его источников производна от системы источников международного публичного права.
К числу источников международного гуманитарного права относятся:
1) международные договоры:
2) международные обычаи;
3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
4) судебные решения;
5) доктрина (суждения наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву).
Теория международного права считает основными его источниками обычай и договор. Однако по поводу соотношения договора и обычая в специальной литературе нет единого мнения. Одни авторы отдают приоритет международно-правовому договору (И.Блищенко, И.Арцибасов, И.Лукашук и др.), другие – обычаю (австрийский юрист-международник А.Фердросс, французский М.Одема), а третьи (например, американский автор Т.Мерон) – говорят о параллельном действии договорных и обычных норм.
Исходя из отечественных традиций науки международного публичного права, которые нашли отражение в Конституции и иных правовых актах Республики Беларусь, более приемлемой является первая точка зрения. Ведущим в системе источников международного гуманитарного права является международно-правовой договор, а уже затем идет обычай. Международно-правовой обычай применяется на практике постольку, поскольку нет договора, регулирующего данное конкретное отношение (такой договор вовсе отсутствует, либо данное конкретное государство в нем не участвует, либо денонсировало договор и т.д.). В то же время денонсация международно-правового договора в сфере гуманитарного права не изменит международных обязательств государства, если соответствующее правило предписывается не только денонсированным договорам, но и признаваемым данным государством обычаем.
Республика Беларусь участвует в следующих международных соглашениях по гуманитарному праву.
1. Гаагские конвенции о законах и обычаях войны:
- Конвенция о мирном решении международных столкновений (1907);
- Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (1907);
- Конвенция об открытии военных действий (1907);
- Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (1907);
- Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (1907);
- Конвенция о статусе судов торгового флота противника в начале военных действий (1907);
- Конвенция о преобразовании судов торгового флота в военные корабли (1907);
- Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин (1907);
- Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны (1907);
- Конвенция о применении начал Женевской конвенции к морской войне 1864 г. (заменена соответствующей конвенцией 1907);
- Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне (1907);
- Конвенция об учреждении морского призового суда (1907);
- Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны (1907);
- Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров (1907);
- Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственное назначение распространять удушающие или вредоносные газы (1899);
- Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль (1899).
2. Конвенции в области ограничения или запрещения применения отдельных видов оружия:
- Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств ведения войны (1925);
- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении (1972);
- Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976);
- Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие, с прилагаемыми к ней Протоколами: о необнаруживаемых осколках (Протокол 1); о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол 2); о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол 3); об ослепляющем лазерном оружии (Протокол 4) (1980);
- Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении (1993);
- Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (1997).
3. Конвенции, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов:
- Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1949);
- Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949);
- Женевская конвенция об обращении с военнопленными (1949);
- Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949);
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (1977);
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (1977).
4. Международные соглашения, устанавливающие ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права:
- Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (1948);
- Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968);
- Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989).
Как уже указывалось, особое место в системе источников международного гуманитарного права занимают его общие принципы. Регулирующее значение общих принципов международного гуманитарного права было подчеркнуто еще в первых Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов. Преамбулы этих конвенций включали так называемую «оговорку Мартенса» (по фамилии автора, выдающегося русского юриста-международника Ф.Ф.Мартенса). Эта оговорка гласила, что в случаях, не предусмотренных международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты останутся под защитой и действием общих принципов международного права,
проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания.
Правовое значение общих принципов международного гуманитарного права выражается в том, что они могут быть применены вне зависимости от наличия соответствующей конвенционной нормы. Кроме того, общие принципы международного гуманитарного права, закрепленные в международно-правовых конвенциях, применяются не только в отношении непосредственных участников этих конвенций, но и в отношении государств, не участвующих в них. Так, на международном военном трибунале в Нюрнберге защита нацистских преступников привела довод о неприменении Гаагской и Женевской конвенций об обращении с военнопленными. Дело в том, что формально эти Конвенции являлись обязательными лишь для договаривающихся государств и только в случае, если все воюющие участвуют в них. Суд не принял эти доводы и постановил, что гуманитарные нормы указанных конвенций признаны всеми цивилизованными нациями и в силу этого считаются частью общего международного права.
В Положении о порядке денонсации Женевских конвенций 1949 г. провозглашается, что «денонсация никак не будет влиять на обязательства, которые стороны, находящиеся в конфликте, будут обязаны продолжать выполнять в силу принципов международного права, поскольку они вытекают из обычаев, установившихся среди цивилизованных народов, из законов человечности и велений общественной совести».
Особую роль в системе источников международного гуманитарного права играют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Эти резолюции имеют принципиальное значение, поскольку, с одной стороны, ориентируют государства на разработку новых конвенций, а с другой – формулируют принципиальные положения будущих конвенционных норм.
Принципиальное значение имеет также нормативная деятельность международных неправительственных организаций, и в первую очередь Международного Комитета Красного Креста.
Что касается судебной практики как источника международного гуманитарного права, следует указать в первую очередь на практику Международного Суда ООН. Важную роль в развитии международного гуманитарного права сыграли также Международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио. Кроме того, нормообразующее значение могут иметь судебные решения Международных уголовных трибуналов ad hoc (т.е. специальных, создаваемых для разрешения конкретных уголовных дел), а также созданного в 1998 г. Международного Суда ООН. Так, значительный резонанс получили решения Международных уголовных трибуналов adhocпо расследованию грубых нарушений международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии и Руанды.
Что касается доктрины как источника права, то, помимо традиционных доктринальных источников международного права, в настоящее время официально существуют так называемая «доктрина Международного Комитета Красного Креста» и фундаментальные принципы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, специально посвященные толкованию и реализации действующего международного гуманитарного права.