Поскольку внутренние вооруженные конфликты (гражданские войны) рассматриваются как внутренние события, угрожающие национальному единству, на международном уровне, по существу, полностью отсутствуют организации и процедуры для обеспечения выполнения международного гуманитарного права сторонами, участвующими в конфликте. В этом состоит одно из наиболее существенных отличий права вооруженных конфликтов немеждународного характера. В этих ситуациях суверенитет государств затрудняет принятие таких мер, как, например, международное наблюдение.
В отношении международной ответственности за нарушения, совершаемые в ходе немеждународных вооруженных конфликтов, встают два конкретных вопроса.
На эти вопросы надлежит ответить следующим образом. Согласно действующим на настоящий момент нормам международного права действия, совершенные военнослужащими во время гражданской войны, не могут считаться подпадающими под принцип ответственности, сформулированный ст.91 ДП I для международной войны. Поэтому вопрос об ответственности государства в ситуации гражданской войны может быть решен только в свете общих принципов, регулирующих условия международной ответственности государств за действия своих должностных лиц вообще. Следовательно, в такой ситуации государству вменима только общеправовая ответственность, включающая в себя ответственность за действия его вооруженных сил, но не действия, совершенные лицами этих вооруженных сил в частном порядке. При этом, однако, на государстве лежит особая обязанность контролировать действия своих вооруженных сил с тем, чтобы они оставались в рамках правовых предписаний.
Что касается ответственности неправительственных группировок, то можно предположить существование собственной международной ответственности у повстанческого движения, что отмечалось, в частности, некоторыми решениями Совета Безопасности ООН. Однако на практике она вряд ли играет существенную роль, т.к. либо это движение одерживает победу, и тогда его международная ответственность поглощается ответственностью государства, либо движение терпит поражение, и возможность, что его международная ответственность повлечет за собой какие-то ощутимые последствия, стремится к нулю.
Все указанное выше никоим образом не отменяет и не ограничивает предусмотренной национальным законодательством каждого государства индивидуальной ответственности за нарушения гуманитарных норм.