Вооруженным конфликтом немеждународного характера называется вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными повстанческими группами – с другой. Лица, входящие в состав таких групп, вне зависимости от того, как они именуются – повстанцами, мятежниками, революционерами, сепаратистами, борцами за свободу, террористами или как-то еще, – сражаются с целью захвата власти или за достижение большей автономии в пределах государства, или за отделение и создание собственного государства.
Международное регулирование конфликтов такого рода часто сталкивается с сильным противодействием территориальных властей, основанным на тезисе, что внутренние проблемы государства должны решаться без вмешательства извне.
Тем не менее к настоящему моменту большинство государств согласились на применение международно-правовыхсредств воздействия на указанную сферу отношений, поскольку безусловно осознали, что необузданное насилие и смертоносное оружие причиняют во время гражданских войн такие же страдания и разрушения, как и во время войн между государствами. Разумеется, за государством остается право применять силу для восстановления на своей территории закона и порядка. По отношению к внутренним вооруженным конфликтам международное право не содержит запретов, аналогичных содержащемуся в Уставе ООН запрещению прибегать к силе для решения международных споров. Оно лишь ограничивает методы, которыми можно восстанавливать закон и порядок. Это означает, что право государства выбирать средства и методы наведения конституционного порядка в стране теперь также не является неограниченным.
В настоящее время международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов немеждународного характера осуществляется следующими источниками.
- Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, являющаяся выражением основных принципов гуманности в период вооруженного конфликта. Статья 3 имеет обязательный характер не только в качестве нормы международного договорного права, но и как выражение общих принципов права. Она безусловно относится к сфере iuscogens, то есть императивного международного права.
- Дополнительный протокол IIк Женевским конвенциям 1949 г., принятый 8 июня 1977 г., развивающий и конкретизирующий положения ст.3 и расширяющий гуманитарную защиту во время гражданских войн. Впервые в истории права, относящегося к внутренним конфликтам, Протокол II установил запрет на нападения в отношении гражданского населения и отдельных гражданских лиц. Несмотря на небольшой объем текста (28 статей), Протокол II явился значительным достижением в деле защиты жертв войны. На текущий момент его участниками является подавляющее большинство государств мира (по состоянию на декабрь 1999 года – 149 государств).
- Обычное право. Наряду с небольшим по объему международным договорным правом существуют неписаные правила обычного права, имеющие особое значение для ограничения насилия во внутренних конфликтах. Речь идет о нормах, регулирующих сферы, которые не охватываются ст.3, общей для всех Женевских конвенций 1949 г., и лишь частично охватываются Протоколом II. Сюда относятся, например, принципы, которые ограничивают выбор средств и методов ведения военных действий. Однако, как и во всех случаях применения обычного права, документально обосновать применение этих принципов бывает непросто, т.к. здесь следует учитывать и тщательно изучать действия всех участвующих в конфликте сторон.
- Специальные соглашения между находящимися в конфликте сторонами. Примером такого соглашения может быть четко выраженное или подразумеваемое согласие при обращении с лицами, участвующими в военных действиях, руководствоваться положениями III Женевской конвенции.
Условия применимости. Необходимо прежде всего обратить внимание на тот факт, что международное право имеет обязательную силу только для его субъектов, каковыми являются главным образом государства. И несмотря на то, что в принципе возможно признание в качестве такового и повстанцев как стороны в конфликте, такого признания практически не случалось вот уже много лет. Однако как с практической, так и с теоретической точек зрения не подлежит сомнению, что международное гуманитарное право налагает обязательства на повстанцев. Так, в решении Международного суда от 27 июня 1986 г. по Никарагуа в качестве само собой разумеющегося факта принято, что статья 3 налагает обязательства на "контрас".
Указанное положение позволяет избежать вопроса о международном признании повстанцев. Общая статья 3 четко указывает, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса находящихся в конфликте сторон.
Второй вопрос заключается в том, при каком уровне насилия конфликт перестает быть внутренней проблемой государства и превращается в объект международного права. Доктринально статья 3 применима, когда правительство и антиправительственные силы (повстанцы) противостоят друг другу в военных действиях с участием большого количества людей и с применением оружия. Правительство, как правило, использует в таких случаях армию, поскольку не может контролировать ситуацию полицейскими силами. Воюющие стороны организованы и находятся под командованием лиц, ответственных за их действия. Протокол IIсодержит специальное указание на то, что "случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности", "беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера" сами по себе не являются вооруженными конфликтами и поэтому не подпадают под действие норм международного гуманитарного права.
Следует обратить внимание на тот факт, что Протокол II не просто повторяет статью 3 в отношении сферы его применения, а содержит дополнительное, ограничительное, условие. Согласно ст.1 Протокола требуется, чтобы повстанцы установили "такой контроль над частью... территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол". Следовательно, контроль над территорией является дополнительным условием применимости, поставленным Протоколом II.
Таким образом, действующее МГП различает два типа немеждународных вооруженных конфликтов: конфликты высокой интенсивности, к которым применимы одновременно ст. 3 и Протокол II, и другие вооруженные столкновения, к которым применима только статья 3.
Если условия применимости статьи 3 или Протокола II соблюдены, то какие-либо другие требования не выдвигаются. В частности, не требуется заявлений участвующих в конфликте сторон. Международное гуманитарное право применяется к обеим сторонам автоматически, без каких бы то ни было еще правовых процедур.