• +375 29 589 42 24

5.4. Правовое режим военной оккупации

Под военной оккупацией понимают временное занятие вооруженными силами одного государства территории (части территории) другого государства и установление власти военной администрации на оккупированной территории.

Оккупацию следует отличать от завоевания территории. Завоевание предполагает полное подчинение побежденного победителю, влекущее за собой конец войны и прекращение существования побежденного государства. Для оккупации, наоборот, характерны сохранение властных структур (пусть даже в изгнании) побежденного государства и продолжение сопротивления и военных действий против государства-оккупанта. Нормы, относящиеся к оккупации, не применяются к завоеванию (покорению). Соответственно, если оккупация территории противной стороны следует за полной и безоговорочной капитуляцией, как в случае с фашистской Германией 8 мая 1945 г., полное подчинение территории, прекращение существования армии и правительства, а также прекращение любых форм борьбы изменяют режим оккупации, и право оккупации более не применяется.

Вместе с тем доктрина МГП исходит из положения, согласно которому право оккупации может не применяться только в том случае, когда завоевание соответствует международному праву, как, например, завоевание, которое стало бы результатом борьбы с государством-агрессором. Данное положение, в частности, было зафиксировано в одном из решений Нюрнбергского трибунала.

Основной принцип международного права в отношении военной оккупации – «оккупация не изменяет статуса оккупированной территории». В соответствии со ст. 47 IV Женевской конвенции права проживающих на оккупированной территории лиц полностью защищаются международным правом, и их правовое положение не может быть изменено ни односторонним актом оккупирующей державы, ни аннексией. Лица, проживающие на оккупированной территории, не вправе отказываться от своего статуса или прав, предусмотренных IV Женевской конвенцией.

Таким образом, основной задачей законодательства о военной оккупации является сохранение на оккупированных территориях status quo ante – ранее существовавшего положения. Военная оккупация рассматривается как временное обстоятельство, поэтому на оккупированной территории продолжает действовать национальное законодательство, а местные власти и суды должны иметь возможность осуществлять свою деятельность.

Следует отметить, однако, что в современных условиях это не всегда осуществимо, особенно при длительной оккупации. Требуют своевременного урегулирования экономические отношения на оккупированных территориях; необходимо поддерживать правопорядок; наконец, изменения в законодательстве оккупированных территорий могут быть вызваны военной необходимостью. Ст.43 Гаагского положения закрепляет обязанность оккупирующей державы соблюдать законы оккупированного государства при отсутствии «к тому... неодолимого препятствия». Это означает, что оккупант не имеет права изменять действующее законодательство, за исключением случаев, вызванных военной необходимостью или поддержанием общественного порядка. Вместе с тем в литературе отмечалась недостаточность приведенных формулировок и высказывалось мнение, что данная норма должна быть сформулирована иначе, с учетом новых проблем, возникающих в связи с социально-экономическим положением соответствующих территорий.

Гражданское население оккупированных территорий не может принуждаться к участию в военных действиях против собственного государства, к даче сведений об армии или военных объектах. Запрещено приводить указанных лиц к присяге на верность оккупанту.

Запрещается также высылка проживающих на оккупированной территории лиц на неоккупированные территории их государства, а также депортация на территорию оккупирующей державы. Принудительный труд в том виде, в котором он применялся во время второй мировой войны, не допускается. Оккупирующая держава не имеет права заселять оккупированные территории собственным населением.

Международное гуманитарное право закрепляет обязанность оккупирующей державы обеспечивать для детей, проживающих на оккупированных территориях, возможность посещать школы. Оккупирующая держава обязана также обеспечивать нормальные условия функционирования медицинских учреждений на оккупированных территориях. Что касается общественного порядка, то он должен поддерживаться при помощи  местных полицейских сил.

Оккупирующая держава обязана обеспечить снабжение оккупированных территорий продовольствием и медикаментами, а при необходимости разрешить третьим сторонам (например, Международному Комитету Красного Креста) осуществлять помощь.

При этом оккупирующая держава вправе принимать меры (например, издавать постановления), которые она сочтет необходимыми для управления оккупированной территорией, в том числе, для обеспечения общественного порядка. Она может учредить свои суды, например, для рассмотрения посягательств на ее безопасность. Однако IV Женевская конвенция предусматривает ряд специальных правил функционирования таких судов, в частности:

суды должны быть специально созданы надлежащим образом на оккупированных территориях, носить неполитический военный характер;

обвиняемый может быть приговорен к смертной казни на основании закона оккупирующей державы только за тяжкие преступления (шпионаж, серьезные диверсионные акты, а также умышленные правонарушения, повлекшие за собой смерть одного или нескольких лиц) и при условии, что смертный приговор за такие правонарушения допускался законом оккупированной державы до начала оккупации;

обо всех делах должна быть извещена Держава-покровительница или МККК, а их представителям должна быть предоставлена возможность присутствовать на судебном заседании.

Таким образом, оккупация является формой иностранного господства над территорией суверенного государства, и этот факт предопределяет неизбежность достаточно суровых условий для проживающего на оккупированных территориях гражданского населения. Однако нормы международного гуманитарного права все же по возможности смягчают положение покровительствуемых лиц, ограничивая прежде беспредельную власть оккупирующей державы. Действия оккупационных властей в настоящее время контролируются посредством специальных международных институтов, призванных обеспечить права покровительствуемых лиц.


Толочко, О.Н. Международное гуманитарное право: Учеб. пособие. / О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 88с.


К ОГЛАВЛЕНИЮ