• +375 29 589 42 24

5.3. Защита гражданского населения

Принцип установления различия между комбатантами и некомбатантами был принят не сразу. Длительное время в понятие «неприятель» включались все подданные враждебного государства, – как военнослужащие, так и гражданские лица. Соответственно все они, включая население, подлежали произволу победителя. Мысль о том, что народ не должен вовлекаться в военные действия, укоренилась в правосознании народов лишь к XVIII веку. Указанное положение было закреплено уже в первых Гаагских конвенциях. Однако история продемонстрировала явную недостаточность Гаагского положения. Особенно это проявилось в период второй мировой войны, когда разрушительные действия авиации были настолько беспрецедентными, что можно было говорить о необратимой эволюции военных действий в направлении глобальной войны. Принятая в 1949 г. третья Женевская конвенция о защите гражданского населения войны не смогла предоставить надлежащую защиту в условиях стремительного развития оружия массового поражения. Достичь определенных результатов удалось лишь на Дипломатической конференции 1974-1977 г., итоги которой закреплены Дополнительными протоколами к Женевским конвенциям. Из всех положений Протокола следует особо выделить отсутствовавшее ранее определение гражданского населения и гражданских объектов, противопоставляющее их солдатам и военным объектам, которые могут быть атакованы.

Таким образом, в настоящее время закрепленная правовыми нормами обязанность воюющих сторон проводить различие между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях, и теми, кто такого участия не принимает, – составляет суть международного гуманитарного права.

Согласно ст.50 Дополнительного протокола I гражданское население состоит из всех лиц, которые являются гражданскими лицами. Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее составу вооруженных сил, причем это правило применяется, если имеется сомнение относительно статуса конкретного лица.

Таким образом, в понятие «гражданское лицо» включаются и граждане государств, участвующих в конфликте, граждане других государств, включая граждан нейтральных государств на территории стороны в конфликте, а также граждане государств, не подписавших Женевские конвенции и Дополнительные протоколы, которые оказались на этой территории.

Являясь некомбатантами, гражданские лица не вправе совершать насильственные действия, а также носить и применять оружие. Национальное законодательство очень строго карает насильственные действия «незаконных военизированных формирований».

Единственным исключением из этого правила является деятельность участников движений сопротивления (ст.4 п.А подпункт 2 III Женевской конвенции), а также лиц, которые при приближении неприятеля стихийно берутся за оружие.

Согласно п.3 ст.50 Дополнительного протокола I присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, являющихся комбатантами, не лишает это население его гражданского статуса. Таким образом, гражданское население имеет право на защиту также и в том случае, когда среди него находятся целые военные формирования.

Нормы международного гуманитарного права, относящиеся к защите гражданского населения, подразделяются на общие и специальные. Общие нормы относятся ко всему гражданскому населению, а специальные – к отдельным категориям гражданских лиц: детям, женщинам, а также гражданскому медперсоналу и организациям гражданской обороны.

Гражданское население имеет право на гуманное обращение, уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям, привычкам и обычаям. В отношении гражданского населения запрещаются убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские или научные опыты, не связанные с необходимостью лечения этих лиц.

Согласно ст.38 IV Женевской конвенции, иностранцы, оказавшиеся на территории находящихся в конфликте сторон, должны быть обеспечены возможностью выезда. При этом такие лица вправе обеспечить себя необходимыми для поездки деньгами и взять с собой достаточное количество вещей и предметов личного пользования. Выезды должны производиться в удовлетворительных условиях (безопасность, гигиена, здоровье, питание). Все расходы по выезду иностранных граждан, оказавшихся на территории находящихся в вооруженном конфликте сторон, несет страна, в которую эти граждане направляются.

Гражданское население и отдельные гражданские лица не могут являться объектом нападения. Кроме того, запрещаются:

акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население (п.2 ст.51 Дополнительного протокола I);

нападения неизбирательного характера (п.4);

нападение на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий (п.6);

использование гражданского населения для защиты военных объектов (п.7);

использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны (ст.54 Дополнительного протокола I).

Согласно ст.57 Дополнительного протокола I, при ведении военных действий воюющие стороны обязаны:

делать все возможное, чтобы удостовериться, что объекты нападения не являются ни гражданскими объектами, ни гражданскими лицами;

принимать все возможные меры, чтобы избегать случайных потерь среди гражданского населения, или во всяком случае, свести их к минимуму;

отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что оно вызовет случайные потери среди гражданского населения, понесет случайный ущерб гражданским объектам, которые были бы чрезмерны по отношению к тому военному преимуществу, которое предполагалось получить;

делать эффективные заблаговременные предупреждения о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

Ст.14 IV Женевской конвенции предусматривает для воюющих сторон возможность создавать в районах, где идут бои, нейтрализованные зоны для защиты больных и раненных комбатантов и некомбатантов, а также гражданских лиц, не участвующих в военных действиях и не выполняющих никакой работы военного характера во время их пребывания в этих зонах. На такие зоны запрещены нападения.

Ст. 79-135 IV Женевской конвенции закрепляют правила содержания интернированных лиц. Интернированные лица – это гражданские лица из числа населения воюющих государств, которые содержатся в особых местах поселения с обязанностью бесплатного их обеспечения и содержания в связи с вооруженным конфликтом. Такие лица содержатся отдельно от военнопленных, обеспечиваются питанием, одеждой и медицинской помощью. Члены одной семьи должны содержаться в одном лагере (месте содержания). Они имеют право на почтовые отправления, получение посылок, денежных переводов, оплату за выполняемую работу, на судебную и иную защиту. По окончании военных действий интернированные лица освобождаются и репатриируются.


Толочко, О.Н. Международное гуманитарное право: Учеб. пособие. / О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 88 с.


К ОГЛАВЛЕНИЮ