Правила, определяющие статус военнопленных, появились еще на заре развития человеческой цивилизации. Долгое время они действовали в качестве обычных правовых норм. На рубеже XIX и XX веков с возникновением международного гуманитарного права они были включены в текст соответствующих международных конвенций.
Основными документом, регулирующим статус военнопленных, в настоящее время является III Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года и Дополнительный протокол I 1977 г.
Согласно ст.44 Дополнительного протокола I, военнопленным является любой комбатант, который попадает во власть противной стороны. Необходимо специально отметить, что статус военнопленного может быть предоставлен только в связи с международным вооруженным конфликтом: в вооруженных конфликтах немеждународного характера речь идет не о военнопленных, а о лицах, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом.
Содержание в плену ни в коем случае не является формой наказания. Цель военного плена – не допускать комбатантов со стороны неприятеля к непосредственному участию в боевых действиях.
Во время плена военнопленные сохраняют свой статус военнослужащих, т.е. им разрешено носить свою форменную одежду, они продолжают подчиняться своим офицерам, которые сами являются военнопленными.
Оказавшись во власти неприятеля, военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Ни при каких обстоятельствах его нельзя принуждать давать какие-либо иные сведения. Пытки или другое жестокое обращение с военнопленными рассматриваются как военное преступление.
Каждый военнопленный с момента взятия его в плен должен иметь возможность заполнить карточку-извещение о взятии в плен, которая затем пересылается через Центральное агентство по розыску МККК в официальное Справочное бюро его страны.
В возможно более короткий срок военнопленных следует вывезти из опасной зоны и перевести в безопасное место. Условия размещения при этом должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы, расположенной в той же местности (ст.25 III Женевской конвенции). Этим условиям не соответствуют, например, гражданские тюрьмы.
Держащая в плену держава обязана принимать все меры гигиены для обеспечения чистоты и предупреждения возникновения эпидемий. Каждый лагерь должен иметь лазарет, где военнопленные будут получать медицинскую помощь. По мере возможности должны учитываться привычки и обычаи военнопленных. Им предоставляется полная свобода для выполнения религиозных обрядов, при условии соблюдения ими дисциплинарного порядка, предписанного военными властями (ст.34 III Женевской конвенции).
Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работе, но на опасных работах они могут быть задействованы только в добровольном порядке. К числу опасных работ отнесено, например, удаление мин. Выполнение работы должно справедливо оплачиваться.
Военнопленным должна быть разрешена переписка с родственниками, обычно осуществляемая через Центральное агентство по розыску Международного Комитета Красного Креста. Разрешается также получать помощь в виде индивидуальных посылок (ст.72).
Военнопленные обязаны подчиняться законам, уставам и приказам держащей в плену державы. В случае нарушения к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры. При этом преданные суду военнопленные имеют право на надлежащее судопроизводство, а в случае осуждения не теряют статуса военнопленного. Однако их репатриация может быть отложена до полного отбытия наказания.
Статьи 91-94 Конвенции содержат специальные правила в отношении побега военнопленных. Дело в том, что по законам и обычаям войны побег военнопленного абсолютно совместим с его статусом комбатанта, с понятиями воинской и офицерской чести. Поэтому военнопленные, которые после удавшегося побега снова попали в плен, не подвергаются никакому наказанию за побег. Военнопленный, пытающийся бежать или пойманный до удачного завершения побега, подлежит за этот проступок только дисциплинарным взысканиям, даже в случае рецидива.
Репрессалии по отношению к военнопленным запрещены при всех обстоятельствах.
Тяжелобольные и тяжелораненные военнопленные подлежат репатриации незамедлительно, как только позволит их состояние. Все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы тотчас же по прекращении военных действий. Однако и в ходе вооруженного конфликта воюющие стороны обязаны стараться по возможности репатриировать военнопленных на взаимной основе. Военнопленные репатриируются в обязательном порядке, они не вправе отказываться от репатриации. Однако в практике реальных конфликтов имели место случаи, когда взятые в плен военнослужащие отказывались возвращаться домой. Современная доктрина и практика международного гуманитарного права исходят из того, что в тех случаях, когда есть основания полагать, что на родине бывшие военнопленные могут быть репрессированы, таким лицам может быть разрешено отказаться от репатриации. Следует иметь в виду, однако, что на практике этот вопрос очень сложный и болезненный, решение принимается часто при посредничестве и с учетом мнения Международного Комитета Красного Креста.