2.3. Соотношение международного гуманитарного права с другими отраслями международного публичного права
Как отрасль международного публичного права международное гуманитарное право связано с иными его отраслями (правом международных договоров, дипломатическим и консульским правом, международным морским, воздушным правом и т. д.). Но наиболее тесно оно связано с теми отраслями и институтами международного публичного права, которые регулируют поведение субъектов в связи с вооруженными конфликтами.
Для ясного понимания данного вопроса необходимо прежде всего отграничить международное гуманитарное право от тех институтов международного права, которые определяют законность обращения к военной силе (ius ad bellum).
Как уже указывалось, кроме собственно международного гуманитарного права, регулирующего права и обязанности воюющих по отношению друг к другу и по отношению к лицам, чьи законные интересы нарушены войной, международное публичное право включает в себя целый пласт норм о возможности и правилах обращения к военной силе. Эти нормы составляют международно-правовой институт ius adbellum и лежат за пределами международного гуманитарного права. В данную группу норм включаются правила, позволяющие в той или иной мере оправдать применение военной силы в конкретных фактических ситуациях.
Надо отметить, что вплоть до начала XX в. война вообще не считалась нарушением норм и принципов международного публичного права. Согласно классической доктрине суверенные государства располагали полной свободой применения силы в своих взаимоотношениях. Право обращения к силе составляло основу государственного суверенитета, а война считалась законной, если была должным образом объявлена.
В настоящее время в международном праве закреплены нормы и принципы, ставящие вне закона агрессивные войны.
Ius ad bellum в современном понимании представляет собой нормы и правила, позволяющие квалифицировать войну как агрессивную (неправомерную, незаконную) либо справедливую (законную, правомерную).
Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответственность (п.2 ст. 5 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №?3314 от 14.12.1974). Указанная резолюция дала определение агрессии.
Под агрессией понимают «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (ст.1 Резолюции).
К акту агрессии относят следующие действия:
а) вторжение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства, любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила; любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
б) применение любого оружия одним государством против территории другого государства;
в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
г) нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства;
д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся соглашений;
е) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;
ж) засылка одним государством вооруженных банд, групп, наемников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против другого государства (ст.3).
В отличие от агрессивных действий, международное право не запрещает ведение правомерных (справедливых) войн. Под ними понимаются:
а) индивидуальная и коллективная самооборона от агрессии (ст.51 Устава ООН);
б) меры военного характера, применяемые ООН в соответствии со ст. 42 Устава ООН;
в) национально-освободительная война против колонизаторов в целях осуществления права на самоопределение (абз.5 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2625 от 24.10.1970).
Таким образом, с точки зрения ius adbellum, война может быть агрессивной по отношению к одному участнику военного конфликта и справедливой по отношению ко второму участнику. Однако независимо от характера военного конфликта любая воюющая сторона, в том числе и незаконно применяющая силу, остается связанной нормами международного гуманитарного права.
В системе права вооруженных конфликтов выделяется также самостоятельный институт, называемый ius contra bellum (право «против войны» или право международной безопасности). В период действия вооруженного конфликта ius contra bellum как бы уходит на второй план, поскольку возникновение вооруженного конфликта нарушает сложившуюся систему международной безопасности вплоть до момента прекращения военных действий.
Наконец, существует система норм, регулирующих поведение воюющих сторон в период вооруженного конфликта, называемая ius in bello. Под ius in bellо понимается система правил, регулирующих поведение сторон в ходе вооруженного конфликта, прежде всего в отношении жертв вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право является важнейшей отраслью ius in bello. Более того, в литературе иногда понятия «iusin bello» и «международное гуманитарное право» рассматриваются как тождественные.
Необходимо определить далее соотношение международного гуманитарного права и международного права прав человека.
Их взаимосвязь базируется на общем объекте — человеке. Однако, тем не менее, это различные отрасли международного публичного права. В то время как право прав человека преследует цель защитить индивида от произвола власти в мирное время, международное гуманитарное право обеспечивает защиту человека в период войны, стремясь максимально уменьшить ее губительные последствия.

Тем не менее, общая цель и единая направленность права прав человека и международного гуманитарного права обусловили наличие общих, стержневых норм, «неизменного ядра» прав человека, таких, как:
- право на жизнь;
- недопустимость дискриминации;
- недопустимость пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказаний;
- недопустимость рабства или иного подневольного состояния;
- право на процессуальные гарантии во время суда и т. д.
Указанные права, составляющие «неизменное ядро» прав человека, принадлежит индивиду всегда и всюду, независимо от обстоятельств (то есть и в период вооруженного конфликта тоже), неотчуждаемы и независимы от положений национального законодательства.
В настоящее время за ними закреплен статус императивных норм международного права. В различных интерпретациях и формулировках они присутствуют практически во всех международных соглашениях как по правам человека вообще, так и по международному гуманитарному праву, в частности.
В то же время обеспечение «неизменного ядра прав человека» в условиях военного конфликта не может не иметь определенной специфики постольку, поскольку война вообще есть явление, изначально противоречащее принципам гуманизма и уважения прав личности. Исходя из целей международного гуманитарного права (максимально смягчить последствия вооруженного конфликта, совместить, насколько это возможно, принципы гуманизма с войной как явлением антигуманным), — международное право закрепляет сложившееся в реальной жизни правило об ограничении действия права прав человека в ситуациях вооруженных конфликтов.
Таким образом, соотношение права прав человека и международного гуманитарного права выражается в том, что международное гуманитарное право адаптирует право прав человека к условиям вооруженного конфликта, устанавливая предельно допустимый минимум прав личности, не обеспечить которые не вправе ни одно государство, ни один субъект и ни при каких обстоятельствах.
Так, абсолютное право человека на жизнь в условиях войны распространяется только на покровительствуемых лиц: раненых, больных, военнопленных, гражданское население и не применяется к участникам военных действий.
Правило о недопустимости жестоких и бесчеловечных наказаний ограничивается возможностью применения смертной казни за наиболее тяжкие военные преступления в военное время. Второй факультативный протокол 1989 г. к Пакту о гражданских и политических правах запретил применение смертной казни даже по судебному приговору. Исключение составляют только военные преступления в военное время.
Недопустимость подневольного состояния как институт права прав человека в условиях военных действий также приобретает специфические черты, допуская ряд исключений из общего правила. Аналогичным образом специфические характеристики приобретают в период войны и другие институты права прав человека.
В целом соотношение международного гуманитарного права и международного права отражает взаимосвязь регулируемых этими отраслями общественных отношений. Поскольку война в целом является чрезвычайным явлением в жизни человеческого общества, международное гуманитарное право является в определенном смысле проекцией международного права на условия чрезвычайных обстоятельств — войны.
Толочко, О.Н. Международное гуманитарное право: Учеб. пособие. / О.Н. Толочко. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 88 с.